Организаторы акции 10 июня, движение “Не убивай меня!”, предъявили ультиматум: они требуют от властей предпринять“конкретные шаги” в расследовании громкого убийства, которое произошло в Тбилиси полгода назад. 1 декабря прошлого года в драке погибли двое тбилисских старшеклассников, Леван Дадунашвили и Давид Саралидзе. На заседании 31 мая суд приговорил к тюрьме двоих несовершеннолетних — одного признали виновным в убийстве Дадунашвили, а второго — в попытке убийства Саралидзе. То есть, убийцу последнего следствию установить не удалось, несмотря на то, что поножовщина произошла в людном месте в центре города и при свидетелях, а расследование длилось полгода. Семья подростка и сочувствующие убеждены, что власть покрывает преступника и подозревают, что к убийству причастен сын бывшего сотрудника генеральной прокуратуры Мирзы Субелиани.
Резонансное дело привело к появлению движения “Не убивай меня!”: активисты и примкнувшие к ним политики требуют справедливого расследования.
Чего уже добились
Стихийные митинги начались 31 мая, после приговора. В первый же день участникам акции удалось добиться отставки генерального прокурора Грузии Ираклия Шотадзе . Активисты и представители юридических НПО хотят, чтобы свой пост оставила и министр юстиции Грузии Теа Цулукиани — по их мнению, она не в состоянии обеспечить справедливое расследование дела.
С протестующими пытался было договориться премьер-министр Грузии Гиорги Квирикашвили, но они его освистали, забросалипластиковыми бутылками и потребовали, чтобы в отставку подал и он. Квирикашвили уходить отказывается.
Правительство объявило о создании временной парламентской следственной комиссии, где большинство было бы у оппозиции. Но депутаты от оппозиционной партии «Единое национальное движение» отказались войти в в состав комиссии, считая, что она создана для отвода глаз.
Насколько масштабны эти выступления?
На прошлых выходных акции собрали в центре Тбилиси тысячи людей, однако, многие наблюдатели полагают, что стать по-настоящему массовым протесту мешает вмешательство политиков. Протесты в Тбилиси поддержали четыре политические партии, и в том числе — “Единое национальное движение”. Эта партия, возглавляемая экс-президентом Михеилом Саакашвили, которая правила в Грузии с 2003 по 2012 год — главный оппонент нынешней правящей коалиции “Грузинская мечта”.
Политики на улице лишние?
«Единое национальное движение» решило быть лидером будущей революции, и у многих [сразу] пропала охота стоять на акции», — сказал в интервью “Кавказскому узлу” грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе. Он считает, что в обществе «есть недовольство властями, но недовольство оппозиционным «Единым национальным движением» еще сильнее”.
Параллельно с основной акцией, которая проходила в традиционном месте перед зданием старого парламента в Тбилиси, прошли несколько альтернативных митингов — и тут уже участники подчеркивали свой политический нейтралитет.
Чего ждать 10 июня?
Сценарий, полагает аналитик Заал Анджапаридзе, полностью зависит от властей: «Если не последует действий, которых от них ожидает общество, то не исключено, что протест будет нарастать, и это может привести к каким-либо радикальным действиям”, — сказалАнджапаридзе.
Участники акций несколько раз упомянули необходимость досрочных парламентских выборов, хотя сейчас это в Грузии невозможно технически: Конституция запрещает президенту распускать парламент менее чем за шесть месяцев до окончания своего президентского срока (а у президента Маргвелашвили осталось чуть больше трех месяцев).