По данным профсоюзов Грузии, в 2007-2016 годах от производственных травм погибли 416 человек, 716 получили тяжелые повреждения. Выбирая этот временной отрезок, профсоюзные лидеры стремятся показать, что ситуация резко ухудшилась после того, как в 2006-м Михаил Саакашвили ликвидировал Трудовую инспекцию, указав на ее беспредельную коррумпированность. Однако, это его решение, как и принятие рабовладельческого Трудового кодекса, стало следствием политики, направленной на максимальное упрощение деятельности инвесторов, когда люди ввиду крайней бедности согласны работать в любых условиях.
Статистика людей, погибших на производстве в Грузии, пополнилась 9 мая. Четверо работников шахты имени Миндели в Ткибули разбились, сорвавшись с 350-метровой высоты. Это не отдельный случай, не исключение, а тенденция. По данным правозащитников, только в прошлом году на рабочих местах погибли 58 человек. Ситуацию в эфире “Эхо Кавказа” прокомментировал лидер Объединенных профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили.
— Мы не раз заявляли о тех проблемах, которые связаны с алчностью капитала в стране, из-за которой происходят все проблемы. Инспекция труда, Трудовой кодекс, социальное партнерство – это те проблемы и тот готовый рецепт, который создал бы превенцию, чтобы не случалось то, что творится в Ткибули. Но нет предела алчности тех людей, которые называются работодателями, у которых средневековая ностальгия – это касается и правительства Грузии, и тех, кто их нанимает. Для нас бизнес-сектор и правительство – это одно целое, они все время твердят о том, что “если войдут какие-то регуляции, если будет инспекция труда, то мы тем самым напугаем инвесторов”, и из-за этого все неолиберальные законы и рыночный фундаментализм властвуют в Грузии. Кое-какие изменения в законах есть, и на бумаге более или менее цивилизованно все это выглядит, но это пишется для европейцев, Евросоюза, для того, чтобы были исполнены пункты договора об ассоциации. Однако изменениями, которые были внесены в законы, граждане Грузии пользоваться не могут.
Половина членов правительства и парламента Грузии являются официальными миллионерами. Как вы думаете, для чего они находятся в правительстве и парламенте?
— Но это же не означает, что люди должны погибать на рабочих местах. По-разному можно делать бизнес.
— В стране царствует безработица, так что погибнет один, и на его место могут нанять другого. Вот компенсация за гибель этих шахтеров — 10 тысяч лари и кое-какие затраты на похороны. В стране не существует пенсий, нет никакой помощи, а 10 тысяч лари (меньше 5 тысяч долларов) в какой-то другой стране обходится поохотиться на зверя в охотном хозяйстве. Как вы думаете, работодатели и правительство будут думать о том, что там не защищены права людей? А граждане Грузии в ожидании того, что один, два или три человека урегулируют те проблемы и надобности, которые им нужны. Они время от времени возмущаются, но на выборах делают тот выбор, который делают, и этот выбор налицо – официальные миллионеры принимают законы, а какие законы они могут принимать и какие регуляции игнорировать, это уже видно на примере Ткибули и разных городов.
С того времени, как упразднили инспекцию труда, погибло 420 человек в стране, где не такое уж множество фабрик и заводов…
Когда работодатель один раз игнорирует те нормы, стандарты и законы, которые существуют в стране, второй раз, приходит инспектор труда, но опять происходит игнорирование этих законов, и наверняка их должны штрафовать. А что происходит в Грузии? Инспекция труда может только давать рекомендации работодателям… И делать какие-то реверансы, чтобы попасть на какой-то участок, чтобы его осмотреть. За пять дней до посещения инспекции труда они должны предупредить работодателя, чтобы допустили до проверки государственную службу и институцию для того, чтобы посмотреть, в каком состоянии заводское оборудование и в каких условиях там работают люди.
— Те же обвинения мы слышали при прежней власти. Говорилось, что это в основном практика прежней власти, ради привлечения инвестиций игнорировались базовые принципы защиты труда. Что изменилось при новой власти?
— Просто изменилось наименование партии, изменились лица людей, которые правят этой страной, и они чуть более вежливее прежних. В период правления прежней власти были внесены кое-какие изменения в законы, но, как я уже сказал, это все не отражается на гражданах Грузии, которые не могут воспользоваться теми изменениями, которые произошли в Трудовом кодексе. Изменения были внесены, в том числе, по рекомендации профсоюзов, но люди до сих пор не могут пользоваться сверхурочными платежами, в Грузии до сих пор нет реальной минимальной пенсии, пособий по безработице. В законе написано, что существует трехсторонняя комиссия, которая в реальности собирается только раз в году, когда можно рассмотреть уйму проблем и вопросов, чтобы не пострадали ни бизнес, ни рабочие, и правительство как бы должно находить золотую середину. Просто раз в году собираются и обсуждают вопросы, которые фактически ничего не дают и не регулируют те проблемы, которые есть у граждан и рабочих.