Конец 2013 года, а не возвращен ни сантиметр азербайджанской земли. Несмотря на километровые словоблудия наших так называемых экспертов, ни один политический маневр Азербайджана не приводит к успеху. Армения изворачивается, как скользкий уж.
В Баку хватает политиков и политологов, обвиняющих всех в окружающем мире, но только не своих – ведь это чревато большими личными неприятностями! Как будто внешний мир и внутренняя азербайджанская политика – это два не сообщающихся друг с другом сосуда. Тогда как внешний мир неизбежно рефлексирует, реагирует на внутриазербайджанские события, не только на политическом, но что особенно важно – на подсознательном уровне личностных оценок и симпатий.
В Европе, где наши властители долгими целенаправленными усилиями установили четкое убеждение о тоталитарности, коррупционности и в корне недемократичности азербайджанского государства, карабахских армян жалеют как уличных кошечек, которых хочется обогреть и накормить, чтобы дрожащих зверьков не съели кровожадные чудища.
Средневековый европейский стереотип о несчастном христианском народце, оказавшемся в окружении отсталых азиатов-мусульман, жив и успешно поддерживается армянами и азербайджанской коррумпированной элитой. А в Карабахе иностранные гости слышат: «…демократическая Нагорно-Карабахская Республика никак не вписывается в тоталитарно-клановый Азербайджан».
Если бы азербайджанская элита действительно мечтала освободить нашу землю от оккупации, ей следовало бы умерить свой хапужнический пыл и вести себя порядочно, гуманно и цивилизованно, в первую очередь по отношению к своему народу. Чтобы осматривая Интернет накануне приобретения авиабилета в Баку, европейский политик, и даже простой обыватель, не наталкивался на сообщения об избиении демонстрантов, осуждении журналистов, обкрадывании бизнесменов и нищенской зарплате врачей с учителями, при том, что оказывается, военный бюджет Азербайджана больше госбюджета всей Армении!
Конечно, — думает европейский христианин, — территориальная целостность Азербайджана охраняется международным правом, и пока Баку не даст свое «добро», Нагорный Карабах независимость не получит, даже если за нее проголосуют Россия и Вануату. Но ведь бедные, несчастные карабахские христиане хотят жить свободно, без азербайджанских воров-начальников. Надо им помочь, насколько можно… — подытоживает европеец и садится в Ереване в вертолет, взлетающий в Карабах.
На Запад в данном случае надежды нет никакой, в свете приведенных выше обстоятельств и христианской солидарности. Евросоюз и США пока, во всяком случае, подсознательно и под полой поддерживают сепаратизм азербайджанских армян, в чем вина бакинской элиты неоспорима.
Как наша страна может быть привлекательной для других, если она не привлекательна для азербайджанцев?
Как, при совершенно бесконтрольном расходовании общенациональных средств, при тотальном отсутствии самой обыкновенной, открытой финансовой отчетности о строящихся дорогах, мостах, аэродромах, невозможности выразить народный протест против действий правительства перед правительственными зданиями, можно привлечь к нам симпатии армян Карабаха, уважение общественности и политиков на Западе?
Как объяснить, что литр бензина в Азербайджане и Армении стоит одинаково? Может, в нашем госбюджете не хватило именно той суммы, которую положил в карман Анар Алиев, и поэтому решили повысить цену бензина? И мы, при этой мрачной действительности и безысходности, лелеем мечту о добровольном согласии карабахских армян сложить оружие? Ведь, в конечном итоге, без их желания стать гражданами Азербайджана и при постоянной, со стороны нашей элиты, подпитке образа тоталитарной страны, затащить карабахцев обратно в состав государства, с которым они воевали, просто невозможно. Даже если купить любовь всего христианского мира.
автор – азербайджанский журналист Кямал Али