Восприятие истории в Армении пока не поднялось на научный уровень и представляет из себя так называемое накопление «научных фактов», которые, в лучшем случае, подвергаются эмоционально-нравственному комментированию.
Вместо того, чтобы проанализировать те повторяющиеся актуальные исторические тенденции, по причине которых из 3000 лет армянской истории нам достались лишь 700, на основе чего можно также понять, почему проваливается современная попытка создания государственности, и что надо сделать, чтобы это удалось. Об этом, выступая с докладом «Историко-правовые и экономические предпосылки становления государственности», заявил экс-премьер Армении Грант Багратян. Выступление состоялось в субботу на очередном заседании Женского благотворительного центра в Армянском национальном конгрессе.
Багратян отметил, что основной причиной провала является периодическое уничтожение со стороны тех или иных властей Армении сословия «собственники/землевладельцы/свободные крестьяне». У последних отбирались земли и передавались крупным землевладельцам, министрам, церкви, а теперь олигархам. Тем самым государство расшатывало свои основы, так как, в первую очередь, люди отказывались жить в такой стране, где им ничего не принадлежит и массово мигрировали из Армении, а во-вторых, крупные собственники становились неуправляемыми и подчиняли себе центральную власть, в следствии чего она просто изчезла.
В частности, именно это Багратян считает причиной развала Первой республики (1918-20 гг.). Он отметил, что благополучия и становления государства добиваются те общества которые:
а) руководствуются законом, а не традициями,
б) создают равные права для женщин, так как из-за этого трижды прерывался правящий род (из-за невозможности передать правление наследнице), и государство теряло независимость. В современном обществе мало что изменилось: женщина должна растить и воспитывать детей, а социально-экономической деятельностью должен заниматься мужчина.
в) исключили правовые и экономические привилегии, установили равномерное налогообложение, чего всегда избегала армянская церковь. Экономическая деятельность становится практически невозможной там, где есть экономическое неравенство. Люди, занимающиеся активной экономикой, переселяются в страны, где обеспечено равновесие экономико-правового поля.
г) имеют систему, обеспечивающую универсальное мышление. В средние века это была церковь (а армянская именно этого не могла обеспечить), а в современном мире — это политическая система и госинституты, которые в Армении не выполняют своей миссии, будучи, в лучшем случае, носителем местечковой и племенной (этно-религиозной) формы мышления.
Бывший премьер-министр затронул также современную макро-экономическую ситуацию в стране. Он подчеркнул, что зарубежные инвестиции практически нигде не являются стимулом для экономического роста, а в основном, стремятся к экономике развитых стран. Мировую экономику Багратян описал как процесс сотрудничества капитала, человеческих и природных ресурсов, отметив, что власти Армении надеются на несуществующие природные ресурсы и капиталы, лишая возможности развиваться единственному реальному ресурсу — людям.
В следующую субботу, по приглашению Малого совета, Грант Багратян примет участие в обсуждении программы «100 шагов» в контексте повестки комиссий по культуре, науке и образования и здравоохранения Армении.