Главная / Армения / Что остается Армении при отсутствии «прямой демократии»

Что остается Армении при отсутствии «прямой демократии»

Мировая общественность уже пережила эпоху идеальной политической среды в классическом смысле, в которой есть классические идеи социализма, свободы, национализма.

На сегодняшний день осуществлять гражданскую борьбу можно с помощью гражданских движений, осуществляя ее в рамках гражданского содержания и гражданской ответственности, воздерживаясь от классических разделений на либералов, националистов и т.д. С подобным мнением в рамках обсуждения «Гражданские инициативы и перспективы и страгеия политических движений» на очередном собрании общественно-политической группы «Малый Совет» выступил председатель Союза критиков искусства Назарет Кароян.

Психолог Лала Погосян отметила, что если те, кто осуществляет политическую борьбу отрезаны от политических движений, то о демократии не может быть и речи.

«Необходимо, чтобы политические движения передали эстафеты гражданам. Только в этом случае будет реальная демокртаическая борьба. Ведущим локомотивом должно быть общественное движение, а не политическое», — пояснила психолог.

Публицист Аракел Семерджян выразил опасение, что армянское общество абсолютно не интересуют ни права человека, ни политзаключенные, ни события 1 марта (разгон мирной демонстрации, не согласной с итогами президенских выборов 2008 года, в результате чего были убиты 10 человек – ред.), ни Карабах. «Единственное, что их интересует – не умереть с голоду. В таких условиях говорить о высоких материях и общечеловеческих ценностях несколько абсурдно», — подчеркнул Семерджян.

«Идеальным вариантом была бы прямая демократия, где каждый мог бы участвовать в правлении страны или в принятии тех решений, которые непосредственно затронут нас. Но так как мы не желаем постоянно осуществлять это, мы предпочитаем представительскую демократию, то есть доверять кому-то, но иметь возможость хотя бы раз в пять лет менять этого человека», — поделился своим мнением художник Арман Григорян.

Назарет Кароян отметил, что политика дискредитирована тем, что партиизирована. С другой стороны, если политика действительно не строится на гражданских социальных потребностях и служит  только для достижения власти, то, по словам критика, это также дискредитирует политику, так как политические силы говоря о политике подразумевают только достижение власти, без учета того, что политика есть система решения гражданских, социальных и прочих проблем.

Журналист, пистаель Зара Ованисян процитировала лидера оппозиции первого президента Армении Левона Тер-Петросяна: «Я добился своего – создал активное и думающее общество» и отметила, что именно это было переходом от политической борьбы к гражданскому обществу, гражданскому институту.

«Я считаю, что политическая борьба, активное общество могут осуществлять контроль над властью, буть она легитимной или нет», — заявила Ованисян.

«Армянский национальный конгресс компетентен. Он видит все варианты решения любой гражданской проблемы. И когда любое гражданское движение сталкивается с незаконной деятельностью властей, мы начинаем скандировать «Сержик, уходи!». Когда нарушаются законы и осуществляется насилие, то гражданское движение переходит в чисто политическую борьбу», — выразил свою точку зрения театровед, писатель Ара Недолян.

Экономист Давид Ованисян самым большим недостатком Конгресса считает восприятие его в качестве политической единицы, а не как системы свободного самоправления граждан. По его словам, в этом случае в Конгресс войдут и другие политические единицы.

«Для меня Армянский национальный конгресс не политичская партия, и не группа лиц, Конгресс для меня – идея, основной целью которой является достижение некоторых результатов. По этой логике, для меня не важно, кто руководители и члены Конгресса», — в завершение дикуссии охарактеризовал АНК юрист Артур Григорян.