Путь для армяно-турецкого сближения проложили перемены в турецком обществе последних лет, а не внешнее давление, пишет в Hurriyet Эльдар Мамедов — политический консультант группы социалистов и демократов в Европарламенте, выступающий как частное лицо.
По его словам, в Турции начали рушиться старые табу, и в первый раз официальная трактовка событий 1915 года начала меняться. Все больше людей в Турции начали открыто восстанавливать свои армянские корни. Армянский вопрос для Турции стал не просто делом внешней политики, но также и вопросом примирения со своей собственной многонациональной и мультикультурной историей и национальной идентичностью.
Касательно позиции Баку по этому вопросу Мамедов пишет, что со стороны азербайджанцев было бы мудрым отказаться от ожиданий, что политика Турции по отношению к Армении будет когда-нибудь определяться азербайджанскими интересами.
«Если азербайджанцы неправильно оценили вызванный внутренними причинами характер процесса, то турки в свою очередь не смогли реалистично подойти к оценке азербайджанских опасений. Турция рассчитала, что увеличившийся в результате соглашения с Арменией рычаг на Южном Кавказе будет выгоден Азербайджану. И предполагалось, что Баку будет следовать инициативе Анкары, так как у Азербайджана в любом случае нет более близкого союзника чем Турция. Этот анализ звучит фундаментально, но правительство во главе с Партии справедливсти и развития Турции (ПСР) было чрезмерно уверено в своих возможностях влиять на азербайджанцев.
Последующие угрозы Азербайджана прекратить поставки газа в Турцию и подписание важных газовых соглашений с Россией было попыткой сказать туркам, что у Азербайджана есть и другие возможности помимо того, чтобы безоговорочно следовать турецкой линии», — отмечает автор.