Главная / Армения / Ответственность за трагедию 1 марта Роберт Кочарян возложил на Левона Тер-Петросяна

Ответственность за трагедию 1 марта Роберт Кочарян возложил на Левона Тер-Петросяна

События 1 марта 2008 года принесли выгоду тем, кто ими постоянно спекулирует, но не властям, прошлым и настоящим. Об этом в интервью агентству «Медиамакс» заявил второй президент Армении Роберт Кочарян.

По словам экс-президента, общая картина по событиям «первого марта» достаточно ясна.  «Они развивались на глазах у всей страны. Как действия оппозиции, так и реакция власти.

Суть их в том, что проигравший кандидат заявил, что он и есть избранный президент и намерен занять президентский дворец. Ни много, ни мало. Ситуация крайне обострилась, когда для достижения этой цели оппозиция решилась на противозаконные действия.

Просто напоминаю, что чрезвычайное положение в Ереване было введено, когда десятки машин уже были сожжены или разграблены, когда толпа громила все на своем пути и появились первые погибшие и раненые среди полицейских и гражданских лиц. Когда было очевидно, что ситуация полностью вышла из-под контроля и угрожает как конституционному строю, так и безопасности граждан и их имуществу. Отрицать это очевидное обстоятельство просто невозможно. ЧП в Ереване было введено согласно Конституции РА в полном соответствии с предусмотренными процедурами. А именно, после согласования с председателем парламента и премьер-министром с последующим утверждением в Национальном Собрании. Думаю, что этот шаг нужно было сделать раньше, может, удалось бы избежать жертв.

Сам президент непосредственно не руководит восстановлением порядка на улицах, не регламентирует применение спецсредств. Это делают соответствующие исполнительные органы в рамках действующих законов. Как и во всем мире.

Расследование по делу «первого марта» ведется не по правовым основаниям введения режима ЧП, а по фактам массовых беспорядков, приведших к десяти человеческим жертвам. И проблема в том, что следствию не удается раскрыть всех обстоятельств гибели людей для привлечения конкретных лиц к ответственности, либо оправдания их действий мотивами самообороны. Это обстоятельство, конечно, делает уязвимым положение властей как перед общественностью, так и международными организациями. Полагаю, этим обьясняются последние поручения президента. Конкретные результаты следствия прекратили бы всевозможные спекуляции на эту тему, в чем я крайне заинтересован.

Могу сказать однозначно, что приказов стрелять боевым оружием по людям никто не давал. Во всяком случае, такие факты мне не известны. Очевидно то, что все случаи гибели людей за исключением капитана внутренних войск произошли на значительном расстоянии от места митинга, а именно там, где жгли машины и грабили магазины. Там ситуацию никто реально не контролировал: ни полиция, ни лидеры оппозиции. Я не знаю, насколько следствие продвинулось за последние три года, но полагаю, что именно это обстоятельство сильно осложняет работу следственных органов, тем более, что в этой части города почти не было камер наблюдения для последствующего восстановления событий. Ведь все восемь погибших гражданских лиц — прос¬тые люди, в политике себя никак не проявившие. Четверо из них погибли от пулевых ранений. Ну кому надо было в них преднамеренно стрелять? Либо это просто трагическое стечение обстоятельств, либо чьи-то сознательные действия для компроментации властей.

То обстоятельство, что никто из сколь-либо заметных представителей оппозиции физически никак не пострадал, говорит о том, что преднамеренных действий по «обезглавливанию» оппозиционного движения также не было. Это при власти АОД отстреливали неугодных оппозиционеров. Кстати, если бы лидер оппозиции не отсиживался дома, а попытался бы сдержать им же возбужденную толпу, уверен, что жертв можно было бы избежать.

Так что, «стрелки» поворачивать некуда, как бы не тужились те, кому не дает покоя мой «политический фактор», — заявил Роберт Кочарян.

Напомним, что на следующий день после выборов президента, 20 февраля 2008 года, на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасываниями бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров.

Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие. Площадь была захвачена и блокирована. Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Подразделения армии стали скапливаться в столице уже после 14:00. ЧП было объявлено после 22:00.

Ночью силовики окружили людей. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. 7 из них до сих пор в тюрьмах. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.