В 2010 году страны Южного Кавказа освободились от страха 2008 года, когда Россия вернулась в регион прежними методами: «не хотите слушать — дадим по башке». Подобное мнение выскзал в Ереване на международной конференции КАВКАЗ-2010 политобозреватель бакинской газеты «Зеркало» Рауф Миркадыров (на фото).
По его словам, первой реакцией Азербайджана на российско-грузинскую 5-дневную войну был страх. «Когда президенты пяти стран Евросоюза решили поехать поддержать Тбилиси, они приземлились в Гяндже и поехали наземно. Президент Азербайджана не соизволил с ними встретиться даже ради рекламы, чтобы показать, какую роль играет его страна.
Реакция армянского президента тоже была показательной. Он сидел рядом с Медведевым, когда тот сказал, что раньше Россия была мощной, а сейчас еще мощнее. Серж Саргсян с большим сожалением подтвердил эту мысль».
2008 год, по мнению Миркадырова, показал, что статус-кво в карабахском вопросе может быть легко нарушен, и остановить войну будет очень сложно: «В 30 км от трубопровода стоят войска, готовые стрелять по нему. Турция не сможет остаться в стороне по внутренним причинам. Кто бы ни был у власти, им придется реагировать. Война мало что изменит в статусе Карабаха, победивших не будет, территория оккупации не увеличится, возможно, уменьшится. Признанния как в Косово тоже не будет».
Конфликт не решится, даже если Азербайджану вернут территории вокруг Нагорного Карабаха, уверен бакинский аналитик. «На Азербайджан и Армению давят, чтобы они что-то подписали. Сейчас ситуация такова, что Баку и Ереван сами могут выбрать время для нарушения статуса-кво. Никто не разделяет войска на границе, и размещение там миротворцев сохранит конфликт, но стороны не смогут нарушить статус-кво самовольно. Рычаги из рук Армении и Азербайджана перейдут к России и США. Из-за этого давление усилится и на Ильхама Алиева, и на Сержа Саргсяна. Некторые политические процессы внутри Армении нужно рассматривать и с этой точки зрения. Ни «Процветающая Армения», ни дашнаки не могут быть союзниками Сержа Саргсяна. Им может стать Левон Тер-Петросян», — неожиданно резюмировал обозреватель «Зеркало».