В прошлом месяце эта авторитарная страна, зажатая между Россией и Ираном, выиграла довольно странный конкурс песни «Евровидение» — помесь «Американского идола» с Моделью ООН. В результате азербайджанцы начали задаваться вопросом о том, не принесет ли рок-н-ролл – международный язык свободы – им освобождение. Об этом на страницах The Washington Post пишет из Баку Кэти Лэлли.
Победа на «Евровидении» не только наполняет гордостью эту страну, которая чувствует себя крайне недооцененной, отмечает автор. В следующем мае Баку предстоит принимать конкурс, в котором будут участвовать 43 страны. Столицу Азербайджана ждет безрассудная фантасмагория, требующая немалой толерантности. Городу придется вытерпеть нашествие гостей с крайне экстравагантной внешностью, например, с оранжевыми волосами торчком и в зеленых очках с блестками, склонных к неограниченному самовыражению.
Критики правительства пользуются неожиданно доставшимся Азербайджану вниманием Европы и стремлением руководства страны добиться уважения и дружбы европейцев, чтобы требовать демократических реформ. Правительство Азербайджана в прошлом не раз арестовывало журналистов и своих открытых противников, а в марте и апреле на фоне народных волнений в Тунисе и Египте оно занервничало и жестко разогнало несколько молодежных демонстраций.
Азербайджан — светская мусульманская страна. Населен он в основном шиитами, однако к соседствующему с ним Ирану относится настороженно. Азербайджанские власти протягивают одну руку Европе и Западу, однако другой рукой прочно держат контроль над страной — и над ее политикой, и над ее экономикой, пишет журналист.
Вопросы энергетической безопасности и стратегическое местоположение Азербайджана делают эту страну важной для Соединенных Штатов.
Все это деньги, и большие. Финансовый поток захлестнул Баку, который за последнее десятилетие превратился из слегка обшарпанной советской столицы в богатый город с красивыми парками, пятизвездочными отелями и дорогими магазинами Kenzo, Armani и Escada.
Бакинцы семьями гуляют по пахнущему нефтью берегу Каспийского моря, едят попкорн, пьют кока-колу, сидят, потягивая чай, в уличных кафе. Стены 12-го века окружают старательно сохраненный старый город, в котором рестораны размещаются в старинных караван-сараях.
На фоне всех этих красот Баку — как можно не любить город, в котором есть Pizza Hat! — разворачивается борьба между приверженцами свободы слова из сети Facebook и контролирующим страну старшим поколением, между стремлением к Западу и старой подозрительностью.
На стороне молодежи время и численное преимущество. Средний возраст жителей этой страны с почти 9 миллионами населения — меньше 30 лет, а количество пользователей Facebook в ней возросло за последние три месяца на 20 % — до 400 тысяч человек. Однако у правительства есть власть, и оно может ей пользоваться.
У главы Института свободы и безопасности репортеров Эмина Гусейнова есть целый список из почти 50 активистов, которые сейчас находятся либо под следствием, либо в тюрьме.
Портреты Гейдара Алиева, которые необходимо покупать только у официального распространителя, висят на всех общественных зданиях. Его лицо невозмутимо взирает со множества рекламных щитов. В его день рождения в стране отмечается праздник цветов, проведение которого обходится в миллионы долларов. В время праздника его маленький портрет появляется в углу экранов телевизоров.
Страна старается использовать нефтяные доходы во благо населения, посылая студентов за государственный счет учиться за границу и развивая технологии, чтобы создавать рабочие места. В частности, Азербайджан заключил контракт с компанией Orbital Sciences of Dulles на запуск спутника для расширения доступа к интернету.
Официальные лица Азербайджана гордятся этими усилиями и возмущаются тем, что мир, как им кажется, относится к стране несправедливо. «В Армении депутатов сажают в тюрьму, — говорит член парламента Самед Сеидов, — но армянам никто не говорит, что у них есть политические заключенные, а нам говорят, что они у нас есть. Это несправедливо».
И вот теперь в Азербайджане пройдет «Евровидение» — конкурс, проводящийся с 1956 года, на котором голосуют страны Европейского вещательного союза. При этом за себя голосовать нельзя, что ставит на первое место региональные связи и напоминает о Модели ООН.
Победители конкурса Эл (Ell) и Никки (Nikki) — 21-летний студент магистратуры Эльдар Касимов, всклокоченная прическа которого закреплена гелем, и 30-летняя домохозяйка Нигяр Джамал, красавица-блондинка с двумя маленькими детьми и экономическим образованием, — встретились на финале отборочного конкурса в Баку. Азербайджан объединил их в дуэт и нанял шведских специалистов написать им песню изобилующую протяжными «о-о-о». Оба они были сильно удивлены, когда узнали, что надежды страны на свободу и демократию опирались на них.
«Это изменит все», — считает главный редактор информационного портала News.Az Эльнур Баимов: таксисты уже посещают курсы английского, полицейские — следующие на очереди.
Азербайджан откроется миру. Может быть, это всего лишь рок-н-ролл, но здесь он многое значит, резюмирует Кэти Лэлли.