Еще пару лет назад казалось, что в условиях трудностей переговоров с Турцией Азербайджан намерен всерьез реализовывать стратегию диверсификации, чтобы снизить свою зависимость от Анкары в вопросе экспорта газа. Об эром пишет в «Независимой газете» эксперт Центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
По мнению эксперта, тогда у Баку были серьезные причины искать альтернативные маршруты в обход Турции. Одним из камней преткновения в отношениях союзников стали планы Анкары открыть турецко-армянскую границу.
«В Баку турецкие планы расценивались не иначе как предательство, учитывая, что до сих пор не разрешен конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха. В этих условиях руководство Азербайджана начало активно искать альтернативные маршруты для экспорта сырья», — пишет Притчин.
Планировалось, что газ будет поставляться из республики как минимум по трем альтернативным маршрутам: в Иран, в Россию, а также через СПГ-терминал на Черноморском побережье Грузии в Румынию или Болгарию. Теперь ситуация, по мнению эксперта, поменялась, и все заявленные альтернативные проекты скорее всего либо отпадут. Так, например, в условиях нарастающего напряжения вокруг ядерной программы Ирана увеличение экспорта газа в страну грозит политическими потерями, поэтому иранское направление в ближайшее время не будет развиваться.
Что касается российского направления для экспорта азербайджанского газа, то, по словам Притчина, отношения Москвы и Баку не ограничиваются рамками сотрудничества в газовой и нефтяной сфере.
«Россия как участник Минской группы ОБСЕ и как союзник Азербайджана и Армении предпринимает шаги по урегулированию отношений вокруг спорного Нагорного Карабаха, правда, пока без особых успехов. Идет сотрудничество в военной сфере, Россия арендует радиолокационную станцию дальнего слежения, расположенную в Габале. В настоящее время ведутся переговоры о продлении договора аренды, срок которого истекает в конце 2012 года. Активно развивается экономическое сотрудничество, товарооборот после кризиса в прошлом году достиг уровня 2 млрд. долл.
Но именно сотрудничество в энергетической сфере в последние несколько лет придавало особую динамику отношениям <…>.
Казалось, что российское направление для экспорта может стать если не равным западному, то по крайней мере одним из важнейших для Баку. Теперь обстановка меняется», — считает Притчин.
По его словам, сегодня Россия явно проигрывает гонку за азербайджанский газ, несмотря на то что готова платить за него самую высокую цену среди клиентов Баку.