Следы супруги российского первого вице-премьера Игоря Шувалова Ольги, вокруг которой год назад разгорелся, но быстро утих скандал из-за утечки компрометирующих бизнес-документов, нашли в офшоре. Имя дамы упоминается в списках владельцев активов в ряде офшорных зон, утверждают британские журналисты.
Ольга Шувалова значится в перечне владельцев фирм, зарегистрированных в офшорах, в частности, на Британских Виргинских островах, пишет The Guardian. Газета ссылается на международное объединение средств массовой информации International Consortium of Investigative Journalists (ICoIJ), с конца 1990-х годов занимающееся журналистскими расследованиями. Одно из недавних посвящено именитым любителям офшоров.
Согласно имеющейся у ICoIJ информации, которую публикуют дружественные издания, в частности, The Guardian, в офшорах имеются сбережения у бывшего министра финансов Монголии, одного из организаторов предвыборной кампании французского президента Франсуа Олланда, семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева и многих других. Вообще, всего на офшорных счетах во всем мире надежно расположились порядка 20 трлн долларов, пишет газета.
Из россиян офшорными счетами пользуются топ-менеджеры российских госкорпораций и военных подрядчиков, указывает ICoIJ на особой «офшорной» карте мира. Упоминает организация и граждан, имеющих отношение к «делу Магнитского».
В бакинской прессе неоднократно публиковались материалы о том, что крупные и самые важные монополии в Азербайджане принадлежат родственникам (в основном детям) самых высокопоставленных чиновников – президента и министров. Это банки, мобильные и интернет-операторы, крупные строительные предприятия.
По данным Центра экономических исследований, 40% бизнеса в Азербайджане является теневым, а Всемирный банк дает оценку от 50 до 60%. Столь высокие показатели по данным центра связаны с тем, что практически любой бизнес в стране прямо или косвенно завязан на работниках госструктур.
Ведущими группировками, делящими сферы влияния в экономике Азербайджана, пишет автор, являются кланы Пашаевых и Гейдаровых.
К семье Пашаевых принято относить саму первую леди страны Мехрибан Алиеву (в девичестве Пашаева), ее дядю – замминистра иностранных дел Хафиза Пашаева, дочерей Лейлу и Арзу Алиевых. Именно на их имена зарегистрированы банки, производственные и строительные компании, авиакомпании и многое другое.
Принадлежащая этой семье компания Pasha Holding включает в себя «дочерние» предприятия в виде Pasha Bank, Pasha Insurance (страховая компания), Pasha construction (строительная компания) и Pasha Travel (туристическая компания). Семья также является совладельцем Bank Standard, Kapital Bank, Xalq Bank, Bank Avrasiya (частично), и еще двух страховых компаний Xalq Sigorta и Azal Sigorta.
Семье принадлежит и сотовый оператор Nar Mobile – ставший с недавних пор монопольным дистрибьютором мобильных телефонов в стране. Семья также является владельцем телекомпании Lider TV и производителя косметики «Наргиз», крупнейших в стране информационных агентств «Тренд» и Day.az.
Известно много скандальных историй по приватизации государственных компаний со стороны Пашаевых. Так, часть государственной компании AZAL без предварительного тендера была продана холдингу Silk Way, принадлежащему Арзу Алиевой и лично жене главы компании AZAL Зарифе Гамзаевой.
По той же схеме государственный банк AZALbank был приватизирован и переименован в Silkwaybank. Тут единственными акционерами опять стал Silkway Holding, а также Арзу Алиева и Зарифа Гамзаева. Также и основной пакет акций государственной страховой компании AZAL sığorta был выкуплен Silkway Holding. Остальная часть акций была выкуплена дочерьми президента Государственного концерна «Azərbaycan Hava Yolları» Джахангира Аскерова Джамилей и Малахат (Məlahət) (по 10,58% каждая).
Еще одним известным детищем Пашаевых является Фонд Гейдара Алиева, активы которого еще менее прозрачны, чем бюджет страны. Возглавляет фонд, с момента его создания, супруга президента Мехрибан Алиева. До сих пор вопросы журналистов о том, октуда фонд получает средства, остаются без ответа. Своей политикой фонд создает так называемую «монополию на добро» для Мехрибан Алиевой. Реставрация культурных памятников, открытие новых школ и больниц, ремонт старых – все это происходит при поддержке фонда, который возглавляет первая леди.
Семья министра по чрезвычайным ситуациям Кямаладдина Гейдарова также имеет свои банки, страховые компании, строительный и пищевой бизнес, а также множество прочих предприятий, собственные туристические и развлекательные центры.
Однако у клана Гейдаровых есть две существенные особенности. Во-первых, считается, что именно Кямаладдин Гейдаров контролирует таможенный комитет, который еще совсем недавно он сам и возглавлял. Во-вторых, в отличии от вышеупомянутой семьи Пашаевых, у Гейдарова в подчинении находятся многочисленные войска МЧС. Кроме того, его министерство имеет самые широкие полномочия на период любых чрезвычайных ситуаций, вплоть до получения контроля над армией. У МЧС есть собственные военные подразделения и тренировочные базы на всей территории Азербайджана.
Его отец, Фаттах Гейдаров, сейчас является членом парламента от горного района Габала, в прошлом хорошо зарекомендовал себя в работе с Гейдаром Алиевым, и потому в свое время поспособствовал назначению сына на прибыльную должность главы таможенного комитета.
Министерство по чрезвычайным ситуациям вполне официально контролирует пожарный департамент, пожарную инспекцию, санэпидемнадзор, государственный зерновой резерв, а также выдачу лицензий на строительство. Ни одно здание на территории Азербайджана не может быть построено без разрешения МЧС, и ни один бизнес не может функционировать без соответствующих справок от орагнизаций, подконтрольных министерству.
Семье Гейдаровых принадлежат компании по продовольственному консервированию, производству строительных материалов, бетона, асфальта, химикатов, кирпича, гипсовых материалов, кожи, текстиля, молока, соков, алкоголя, по продаже музыкальных инструментов. Компания European Tobaco Azerbaijan является абсолютным монополистом в стране по производству сигарет. Все производственные компании входят в Gilan Holding, которому также принадлежат одноименный строительный бизнес, разлвлекательные центры, рестораны и отели от дочерней компании Qabala, пищевые продукты Jala (в первую очередь, натуральные соки), United Enterprises International – компания-монополист по продаже в Европу азербайджанских ковров ручной работы. Также под контролем семьи и Caspian Fish Company – монополист на рынке белужьей икры в Азербайджане. Бизнес семьи в основном записан на сыновей Гейдарова – Ниджата и Талеха.
Кроме всего прочего, сыновья владеют футбольным клубом «Габала» (района, откуда происходит род Гейдарова). Эта команда практически полностью состоит из иностранных игроков, нанятых в основном в Бразилии и Аргентине. Впрочем, несмотря на баснословные финансовые вливания, клуб так и не стал успешным даже на территории Азербайджана.
Конечно же, Гейдаровы и Пашаевы не являются единственными влиятельными кланами, но эти кланы – две самые крупные и влиятельные семьи Азербайджана, пресекающие любые попытки создания альтернативного бизнеса на их «территории», монополисты практически во всех секторах бизнеса.