Ни в одном государственном органе Армении нет закона, согласно которому, государство имеет право отправлять гражданина Армении служить на территории Нагорно-Карабахской Республики и сдавать его армии этого государства. Об этом в беседе с Epress.am заявил эксперт правозащитной организации «Хельсинкская ассоциация» Рубен Мартиросян (на фото).
Он высказался о предварительных следствиях по делу об убийствах и ряде особенностей, подчеркнув, что речь о следственной службе при министерстве обороны Армении, военной прокуратуре и Военной полиции.
По словам нашего собеседника, «по нелогичной логике», на территории НКР действуют гарнизоны 1, 2 и 3 военной прокуратуры Армении, «руководящие работами других трех незаконных структур по этим делам — гарнизонных отделений следственной службы МО Армении».
«Четвертое: наличие в Степанакерте и в районах НКР отделений военной полиции при МО Армении, что, естественно, незаконно. Пятое: суд первой инстанции общей юрисдикции Сюникской области Армении признал резиденцией Степанакерт, в случае, когда Степанакерт находится вне Сюника», — сказал Мартиросян.
Когда «Хельсинкская ассоциация» поднимала эти вопросы, «некоторые «патриоты»-подонки заявили, что мы не патриоты, а антинародный элемент». Согласно всем законам Армении, если гражданину Армении предъявлено обвинение, его имеет право защищать член палаты адвокатов Армении или член офиса общественного защитника, если у гражданина нет финансовых средств для обеспечения своей защиты.
«Между тем, в случаях убийств, наиболее часто представляемых в качестве самоубийств, соответствующий сотрудник следственной службы обращается в офис общественного защитника Нагорного Карабаха, чтобы отмеченному человеку бесплатно предоставили адвоката», — сказал эксперт.
Рубен Мартиросян назвал этих адвокатов «дежурными» или «петухами», подчеркнув, что в детских играх петух играл за обе стороны сразу.
«Эти «петухи»-адвокаты везде суют свой нос, служат вышеотмеченной системе и являются их преступными партнерами. В результате преступного следствия дело убитого 12 февраля 2011 года в одной из воинских частей Карабаха Торгома Саруханяна было искажено и представлено в качестве самоубийства. За это самоубийство судья Гамлет Давтян приговорил военнослужащих Роберта Бадаляна, Гранта Карапетяна и гражданина Нагорного Карабаха Вильгельма Енгибаряна к разным срокам заключения за якобы доведение Торгома Саруханяна до самоубийства», — рассказал Мартиросян.
По его словам, с первого же дня выдвижения обвинения Карапетяну и Бадаляну в качестве защитников последних были привлечены представители общественного офиса адвокатов Карабаха Марина Григорян и Азат Авагимян, не имеющие полномочий выступать в роли защитников.
«Они не числятся в совете адвокатов Армении, но ни один орган по сей день не спросил, почему вы нарушаете закон и кто вам позволил привлекать к делу адвоката другой страны. Этот разговор и вовсе не был бы открыт, если бы не наличие вопиющего и ужасного факта: на этапе предварительного следствия и в суде Марина Григорян и Азат Авагимян выступали не в качестве адвокатов этих бедных невиновных военнослужащих, а в качестве их явных врагов. В настоящее время Авагимян арестован и обвиняется в даче взятки», — отметил представитель «Хельсинкской ассоциации».
По мнению Мартиросяна, при наличии подобных адвокатов обвиняемый чувствует себя уязвимее, чем без них, «не случайно в Апелляционном суде один из обвиняемых отказался от услуг Григорян».
«Поначалу следствие по делу Саруханяна незаконным образом проходило в Степанакерте, мы отказались ехать туда и на одном из заседаний, на котором нас не было, были допрошены 9 свидетелей, а на следующем, которое они вынужденно провели в Горисе, допросили только одного человека. Почувствуйте разницу: приводили свидетелей и задавали по 2-3 вопроса. Никто из адвокатов не задал ни одного весомого вопроса, не сказал «что это за ложь ты рассказываешь?». К примеру, из показаний гражданина НКР Севака Аванесяна очевидно, что в ходе предварительного следствия орган предварительного следствия совершил десятки преступлений». После дачи показаний, добавил Рубен Мартиросян, на Аванесяна было оказано давление, и тот же Авагимян заявил, что Аванесян – сотрудник полиции, и его заставят отказаться от своих показаний.
«Так и случилось. Его заставили замолчать, в противном случае более 30 человек, в том числе генеральный прокурор, военный прокурор, районный прокурор, начальник военной полиции, так называемый министр обороны Армении Сейран Оганян и преступник-начальник специальной следственной службы, генерал Армен Арутюнян должны были быть привлечены к уголовной ответственности», — заявил правозащитник.
По словам Мартиросяна, согласно официально утвержденным показаниям, после убийства Саруханяна 24 военнослужащих были доставлены в степанакертскую военную полицию, где их пытали в течение 10 дней, заставляя давать ложные показания.
«Где были адвокаты Григорян и Авагимян? Они не видели, что их подзащитных пытали? Эти люди не издали ни звука. Что делать солдатам против этой системы-мясорубки?», — задается вопросом Рубен Мартиросян.