Главная цель визита президента Армении Сержа Саргсяна в Москву, намеченного на 3 сентября, — разрядить неблагоприятный психологический фон, возникший в двусторонних отношениях. Подобное мнение в интервью Regnum высказал эксперт, приглашенный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов. По его словам, эта атмосфера в значительной мере нагнеталась усилиями местных и внешних СМИ, экспертов, наблюдателей и различных комментаторов и в результате складывается впечатление, что между Ереваном и Москвой появились серьезные противоречия.
«В отношениях даже самых ближайших союзников всегда есть вопросы, требующие согласования, пересмотра сторонами своих позиций, определенных расхождений и так далее. Отношения Армении и России — не исключение, они не уникальны, в них всегда что-то происходит, и это называется политикой. В последнее время в двусторонних отношениях произошло наслоение различных спорных вопросов, которые в целом вылились в неприятный психологический фон. Это и процесс евроинтеграции Армении, российско-азербайджанские отношения в целом и контракты на поставки оружия в частности, рост тарифов на российский природный газ и др. Но проблема в том, что все это обсуждалось годами ранее, на 2013-й пришелся некий всплеск — произошло количественное наслоение проблем, переросшее в качественное.
О «Восточном партнерстве» заговорили в 2008-2009 годах, о политике соседства с ЕС — и того раньше. О том, что изменится цена на газ для Армении, было известно еще в 2011 году. Что касается оружейной сделки между Россией и Азербайджаном, то ее корни тянутся к 2010 году. Впрочем, у Москвы всегда был свой интерес к Азербайджану. Еще в 2008 году, когда бывший в то время президентом России Дмитрий Медведев посетил с визитом Баку, он назвал Азербайджан стратегическим партнером. За 7 лет до этого, в 2001 году Владимир Путин во время своего визита посетил аллею шехидов, в честь его визита была выпущена памятная марка и так далее.
Таким образом, все последние события в армяно-российских отношениях являются логическим продолжением процессов, имевших место и прежде. Другой вопрос, что концентрация этих вопросов в коротком промежутке времени привела к возникновению удручающего психологического фона. Основной целью визита, на мой взгляд, будет его смягчение и разрядка», — заметил Маркедонов, добавив, что никаких стратегически важных изменений в армяно-российских отношениях не произошло.
Для иллюстрации своей позиции эксперт привел пример отношений между США и Израилем: «С самого начала президентства Барака Обамы между двумя странами возник, так сказать, дискомфорт в отношениях. Для Бениамина Нетаньяху и его команды гораздо более приемлемы республиканцы с их более четкой и прямой позицией по арабо-израильскому конфликту, отношением к Тель-Авиву и пр. Но президент — Барак Обама, и с ним как-то приходится находить общий язык, несмотря на перманентное напряжение в отношениях. При этом никому и в голову не придет ставить под сомнение их стратегический характер».
По словам аналитика, в Армении есть ярые сторонники евроинтеграции, но этот слой не так уж силен. «Сторонники евроинтеграции не всегда объективны. Например, когда они упрекают Россию в сотрудничестве с Азербайджаном, они не говорят о том, что те же США и ЕС тоже не упускают Баку из виду. Сближение Армении с Европой что, заставит США пересмотреть свою политику по отношению к Азербайджану? Заставит европейцев отказаться от альтернативного источника энергоносителей, вынудит британцев расторгнуть все энергетические контракты? Когда говорят о российской военной базе в Гюмри и о том, что, она «плохая» — а что, кто-то из европейцев готов поставить свою? Одним словом, здесь много нюансов. Еще один интересный аспект вопроса: об однозначном выборе в пользу Европы рассуждают эксперты, наблюдатели, в масс-медиа разнятся конспирологические теории, но первые лица государства ни о чем подобном не говорили и не давали повода трактовать происходящее именно в таком ключе».
Кроме того, эксперт указал на явное передергивание фактов: «В конце ноября на Вильнюсском саммите планируется парафирование Ассоциативного соглашения Армения-ЕС. Это не подписание, как утверждают некоторые. Имеет место подмена понятий — состоится не подписание, а именно парафирование документа. Затем уже должно состоятся подписание, после чего процесс, согласно плану, войдет в стадию ратификации парламентами Армении и всех стран-членов Евросоюза. Это целая процедура, которая продлится годы. Мы имеем дело с началом пути, который может сильно затянуться из-за непредвиденных обстоятельств на каждом из его этапов», — подытожил он.