«Отношения Армении и Евросоюза после 3 сентября оказались в политическом и дипломатическом полукризисе. Я бы не сказал, что они заморожены, но сторонам явно есть, над чем подумать и определиться, как развивать их дальше». Об этом в интервью ИА REGNUM заявил старший аналитик парижского Института исследования проблем безопасности, бывший советник экс-премьера Молдавии Нику Попеску. По его словам, при всем желании Еревану и Брюсселю будет сложно найти новый формат развивающегося сотрудничества.
«Однозначно можно утверждать, что Евросоюз не намерен "ставить крест" на Армении. Большинство стран мира не подписывало никаких Ассоциативных соглашений с Евросоюзом. Тем не менее, Европа с ними контактирует, налаживаются и развиваются связи. К слову, то же самое верно наоборот — решение Армении о вступлении в Таможенный союз не означает, что теперь Еревану нет дела до Европы. Просто стороны взяли паузу на переосмысление ситуации и поиска новых углов соприкосновения. При этом определенные контакты, каналы и инициативы продолжают использоваться. Например, уже после 3 сентября парламент Армении ратифицировал несколько модифицированный вариант соглашения с Евросоюзом об упрощении визового режима и реадмиссии. Но по основным направлениям — политика, будущий формат экономических отношений — двусторонние отношения «зависли». Их рестарт потребует времени, и на данный момент о перспективах говорить рано», — заметил Попеску, добавив, что речь может идти о годе и более. По мнению эксперта, обозначенная пауза может помочь Армении и Евросоюзу понять, как выйти из сложившегося тупика и куда двигаться дальше.
Из гипотетически возможных вариантов развития событий он отметил, в частности, следующий: Евросоюз не убирает со стола проект Ассоциации с Арменией (да и с любой другой страной, «отстающей» в рамках Восточного партнерства) и терпеливо ждет, пока Ереван сам решит к нему вернуться. "Это позволит поддерживать отношения на плаву. Стратегически важных результатов такая позиция не даст, но какие-то текущие моменты вполне способна разрешить. На примере Азербайджана: ассоциации Баку-Брюссель не будет, зоны свободной торговли не будет, но по отдельным, скажем, энергетическим проектам будет развиваться сотрудничество. У Армении тоже есть свой интерес: Ереван хочет максимального упрощения визового режима, и это желание может стать своеобразным «поводом» для переговоров», — предположил аналитик.
Нику Попеску выразил уверенность, что ввиду решения Армении о присоединении к Таможенному союзу на предстоящем в ноябре саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе никаких серьезных документов между сторонами подписано не будет.
Эксперт отметил, что в целом решение Еревана не стало совсем уж неожиданностью — ни в Европе, ни в России. «Это было прогнозируемо. Но вот как далеко зашел сам Ереван в своих евроинтеграционных устремлениях — это было сюрпризом», — подчеркнул он.
По мнению европейского аналитика, тот факт, что сближение Армении и Евросоюза сорвалось на данном его этапе, не может быть продублирован остальными участниками «Восточного партнерства», в частности, его фаворитами — Грузией, Молдавией и Украиной. «Пример Еревана не может стать заразительным. Наоборот, это Армения заразилась евроинтеграцией по примеру других стран. В любом случае, в случае с остальными странами СНГ нет той степени зависимости от России, какую мы наблюдаем в случае с Арменией. Она завязана не только на экономике и торговле, но и на безопасности — решающем факторе. Ни у одной из стран «Восточного партнерства», кроме Армении, нет внешнего врага, в возможном конфликте с которым понадобится помощь России.
На замечание о том, что вопрос безопасности Армении упирается в нагорно-карабахский конфликт, и что у Молдавии в этом контексте есть Приднестровье, а Грузия озабочена вопросами Абхазии и Южной Осетии, Нику Попеску отметил, что эти конфликты выполняют роли разных региональных рычагов. «Если нагорно-карабахский конфликт воспринимается в Армении как потенциальная угроза безопасности, для того, чтобы справиться с ней, нужна помощь России, то есть сближает Ереван и Москву, то приднестровский конфликт и вопросы Абхазии и Южной Осетии выполняют обратную функцию — отталкивают Молдавию и Грузию от России», — сказал Попеску.