В контексте вступления Армении в Таможенный и Евразийский экономический союзы общественная организация «Объединение осведомленных граждан» представила статью своего эксперта по вопросам истории и этнографии Ваграма Токмаджяна «Темные страницы армяно-российских отношений: до СССР».
Представляем работу с некоторыми сокращениями, полный вариант – в видеоматериале.
«Темные страницы армяно-российских отношений: до СССР»
С незапамятных времен в нашей историко-политической среде бурно развивается вопрос ориентирования. Поэтому, для того, чтобы не ввязываться в исторический хаос, будем отталкиваться от 16-17 веков, когда Исраэль Ори устремил наши поиски к петровской России. Пропагандистской машиной того времени и правом устанавливать идеологические восприятия владела исключительно Армянская Апостольская церковь. Данной структуре крайне нравился этот шаг, учитывая, что Россия – также христианская страна, а в религиозном аспекте у нее не было претензий, присущих католическому западу.
Ори так и не увидел русских освободителей. Петр посетил Кавказ только после его смерти, создал некоторые социальные и политические основы для кавказской политики будущих руководителей, в 1724-ом заключил Константинопольский договор, которым уступил Турции территорию Армении того и нынешнего времени, оставив себе прикаспийские районы. А армяне на протяжении 8 лет писали героические страницы в Сюнике и Арцахе (1722-1730 сюникская и арцахская освободительная борьба), ожидая благословенных русских (как впоследствии скажет Хачатур Абовян в своем знаменитом труде). Тем не менее, благословенный Абовяном час прибытия русских не настал.
Этап конкретного российского воздействия начался в первой четверти 19 века, когда грузинское царство присоединилось к Царской империи, которая продолжила свои стремления к Предкавказью (если смотреть со стороны Москвы, выходит Закавказье). Именно с этого этапа и начинаются русско-турецкая и русско-персидская войны за доминирование на территории. Эти процессы будут длиться весь 19 век. Какие задачи ставила перед собой имперская Россия:
1. Утвердиться на Кавказе, в частности, на Южном;
2. завладеть прикаспийскими плодородными районами;
3. максимально воспользоваться состоянием ослабевшей Персии;
4. взять у Османской Турции, сколько возможно, будь то Западная и Восточная Армении или проливы, неважно. Кавказский фактор посодействовал бы укреплению южных границ царской России.
Во всех этих стремлениях жителиданных территорий рассматривались в качестве союзников, как на Балканах, так и на Кавказе. И здесь было важно создание имиджа «освободителя», что посодействовало бы использованию этих факторов. И можно сказать, что имидж создавался очень быстро.
В роли создателя имиджа выступала местная элита власти, которая умела очень быстро разглядеть перегруппировку сил. Не будь у России безоговорочного содействия местных во всех аспектах, будьте уверены, она не победила бы ни в одной из русско-персидских или русско-турецких войн.
Мы, армяне, помогаем «освободителям» всем: пища, человеческие ресурсы, места для ночлега, место расквартировки и все необходимое. В своих воспоминаниях русские военные пишут, что армяне бросались в бой первыми и дрались на передовой. Прибавим к этому и создание множества добровольческих отрядов, помогающих российскому войску. Как правило, оно не несло таких потерь, как местное население. Взамен русские обещали освобождение. Но… это освобождение предполагало не создание независимого государства, а смену одного ига другим. И единственная организованная структура этого этапа – церковь – теперь открывала перед политической ротацией все свои амбары и ресурсы. Взамен «русский генерал Тормасов, после неудачи у города Ахалцха, подверг провинцию ужасному грабежу, не довольствуясь грабежом помогавших им христиан, русские войска осуществляют насильственное переселение в Грузию 1500 местных семей».
Пожалуй, следует упомянуть об игнорируемом многими факторе. Можно сосчитать, сколько армян было убито во время русско-турецких и русско-персидских войн 19-20вв., а также во всех тех случаях (1812, 1856, 1878, 1918), когда русские, взяв во время военных действий множество территорий Западной Армении, вернули их дипломатическим путем, оставив союзников-местных жителей, особенно армян, без оружия и одних против турецких властей. Поверьте, эта цифра впечатлит не меньше, чем число жертв Геноцида армян.
Несомненно, как империя, Россия вела политическую линию, закономерную для всех империй: использовать в своих политических целях всех и по возможности много. Не может быть и речи об освобождении или независимой государственности, так как России нужен был Кавказ, в лучшем случае – с небольшим количеством армян. На этом фоне очередным проявлением как минимум неверных политических расчетов стали представляемые нашей духовной и светской элитой видения или программы, направленные на создание независимой Армении. Деятели того времени не замечали очевидных фактов, как то: после каждой войны осуществлялся роспуск добровольческих или более или менее организованных армянских военных сил – до следующей войны.
Другая провокация произошла на Кавказе в 1905г. На этом этапе началось российское революционное движение и центр, с целью отвлечь внимание разных национальностей, шел на различные провокации, впоследствии это превратится в классический образ действий. Итак, в 1905г. на Кавказе начались армяно-татарские столкновения, заложившие основу для армяно-азербайджанских отношений. Во время этих столкновений обе стороны несли потери в равной степени. Так же, как в будущих армяно-азербайджанских конфликтах.