Будет ли в этом году война в Нагорном Карабахе? Со дня объявления режима прекращения огня в 1994-ом ежегодно ответ на этот вопрос был «нет». Армяне и азербайджанцы обменялись огнем и угрозами по всему периметру так называемой линии соприкосновения. Ни одна из сторон, однако, не проявила желания усугубить ситуацию. Об этом в статье «Режим прекращения огня в Карабахе под угрозой» пишет британский аналитик, старший научный сотрудник Международного фонда мира Карнеги Томас де Ваал.
По его мнению, в 2015 году сигналы более тревожны. В ходе Мюнхенской конференции по безопасности ОБСЕ выступила с третьим за последние две недели заявлением, выражающим обеспокоенность.
Аналитик отмечает, что январь на линии соприкосновения обычно бывает спокойный, в этом году, однако, погибли 12 человек, 18 ранены.
«Основные аргументы для избежания войны прежние: она нанесет катастрофический вред всем. В 1994 году армянская сторона получила большую часть желаемого. Азербайджан, как проигравшая сторона, имеет больше причин для ее возобновления: попытаться вернуть земли, которые де-юре составляют почти 14% территории страны. Это, однако, может быть очень опасно. Учитывая горную местность и наличие ВС Армении, операцию можно легко провалить. В результате этого на заминированных территориях вокруг Карабаха не только могут погибнуть тысячи молодых людей, но также может быть поставлено под угрозу существование нынешней правящей элиты», — пишет де Ваал, отмечая, что Баку выгоднее угрожать, чем предпринимать реальные действия.
Ссылаясь на журналиста Эмиля Санамяна, эксперт пишет, что в 2014-ом на линии соприкосновения погибли 72 человека – 39 азербайджанцев и 33 армянина, что делает этот год худшим со времен объявления режима прекращения огня.
Де Ваал также затронул сбитие азербайджанцами в ноябре 2014 года армянского вертолета, в результате чего погибли 3 военнослужащих. Он пишет, что вертолет не атаковал азербайджанские позиции, однако, по всей вероятности, нарушил 5-километровую территорию, запрещенную для полетов, по поводу чего стороны достигли договоренности.
«Более того, из Карабаха насилие переместилось на армяно-азербайджанскую границу. Если конфликт когда-нибудь возобновится, это будет широкомасштабная война между Арменией и Азербайджаном.
С военной точки зрения азербайджанская сторона сильнее, чем была 10 лет назад, и линию соприкосновения можно назвать единственным местом, где у Азербайджана есть какие-то рычаги давления на Армению. На протяжении лет азербайджанские чиновники отказывались от всех предложений закрепить режим прекращения огня, к примеру, вывести снайперов с линии соприкосновения и внедрить механизм расследования инцидентов, заявив, что это закрепило бы статус-кво, что неприемлемо», — отмечает де Ваал.
Аналитик напоминает, что 27 января трое сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с критикой в адрес Баку, заявив, что Азербайджан должен оставаться верным мирному урегулированию конфликта.
«В ответ президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к Армении с призывом прекратить оккупацию. По словам Алиева, мир, сотрудничество и примирение состоятся, когда Армения прекратит оккупацию. Армянская сторона, в свою очередь, периодически напоминает Баку, миру и своему обществу, что владеет мощной военной силой и может развернуть собственные действия. Это и произошло 31 июля 2014 года. После многочисленных иницидентов со стороны Азербайджана армяне предприняли операцию по трем направлениям азербайджанских позиций, что положило начало ужасной неделе, полной кровопролития. А недавно президент Армении Серж Саргсян предупредил, что «мы признаем за собой право наносить предупреждающие удары».
Все это делает ситуацию вокруг Карабаха более опасной, даже не ссылаясь на события в Украине и мрачный геополитический контекст. Необходимо срочно обратить внимание, ослабить напряженность до весны и горячего, потенциально опасного лета», — заключил Томас де Ваал.