Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Мужниекс объективно и верно проанализировал ситуацию в своем докладе, обобщающем визит в Армению в октябре 2014 года, считают правозащитник Арман Даниелян, адвокаты Ерванд Варосян и Лусине Саакян.
На пресс-конференции в понедельник, 16 марта, Саакян заявила, что отмеченные в докладе проблемы настолько глубоки и пространны, что комиссар сумел разглядеть их в течение всего нескольких дней, проведенных в Армении.
В то же время адвокаты признают, что на деле доклад не будет иметь никакого влияния: о проблемах заявляют, но в Армении отсутствует политическая воля для их решения.
«Уверена, что на практике ничего не изменится. Даже если законодательно исполнительный орган не будет влиять на назначение судей, отсутствует внутренняя независимость. Существует множество способов воздействия на судей», — считает Лусине Саакян.
Как адвокат, Ерванд Варосян рад наличию подобного доклада: «Мы заявляем об этом ежедневно, но нам говорят «вы субъективны, выступаете с позиций защитника». Комиссар также адвокат? Он переводит стрелки в основном на судебную систему. Это очень важно. Пока у нас не будет независимой судебной системы, не будет и результата, сколько бы реформ ни проводилось».
Варосян обратил внимание и на то, что в своих предложения комиссар подчеркивает необходимость изменений на законодательном поле и на практике. «Они поняли, что Армения может менять законы 200 лет. Наши власти могут постоянно менять закон, создавать отдельные подразделения. Сказали «у вас нет независимого следственного органа» — создали следственный комитет. При необходимости готовы создать 100 следственных служб, но не бороться с пытками».
Адвокат объяснил, почему понятие «пытки» не включают в УК Армении, а случаи пыток, по его словам, подпадают под статью «превышение должностных полномочий».
«Когда приезжают представители правозащитных организаций, европейские эксперты и спрашивают о том, сколько уголовных дел по факту плохого обращения были рассмотрены и отправлены в суд, наши должностные лица смешивают все в кучу. Говорят, что возбудили более 100 уголовных дел, столько-то дел о превышении должностных полномочий отправили в суд, но на вопрос, сколько дел было заведено на основании плохого обращения, отвечают, что такой статистики нет. Боятся четкого вопроса о количестве уголовных дел по статье «пытки» и почему они не отправляются в суд».
Доклад Мужниекса полезен, по мнению адвокатов, и в Европейском суде по правам человека, так как наблюдения на таком уровне учитываются при вынесении вердиктов.
С другой стороны, в Армении часто заводят уголовные дела формально, чтобы продемонстрировать Евросуду наличие эффективного расследования. По словам Армана Даниеляна, в прошлом году на основе жалоб о пытках возбудили 143 уголовных дела, 141 из них, однако, было закрыто: «То есть очевидно: дела заводят, чтобы сразу же закрыть».