По сравнению с прошлыми годами с 2016-ого в уголовно-исполнительных учреждениях препятствовали работе мониторинговой группы. Особенно в случае с делами, имеющими широкий политический резонанс, членам группы не разрешали встречаться с арестантами. При том, что, согласно закону, члены группы имеют право беспрепятственно входить в тюрьмы.
На обсуждении в пятницу, 20 января, член мониторинговой группы, осуществляющей контроль в уголовно-исполнительных учреждениях, юрист Роберт Ревазян заявил, что группа может приходить в любое место, но эти ограничения органа, осуществляющего производство, носят произвольный характер. «На протяжении лет действовала иная процедура, теперь устанавливаются какие-то запреты».
Согласно мониторингу, в 2016-ом, по сравнению с прошлыми годами, положительных изменений в тюрьмах не было. Вопрос перезаселения тюрем остается актуальным, как условно-досрочное освобождение и условия содержания арестантов.
Представитель уголовно-исполнительного управления при Минюсте Айк Кочинян назвал все эти вопросы анахронизмами: проблемы, по его мнению, давно решены, и с деятельностью мониторинговой группы это не связано.
По поводу запрета на встречу с арестантами Кочинян сообщил, что орган, осуществляющий производство, вправе принимать такие решения: входить в тюрьму они могут, но в некоторых случаях встречаться с заключенными – нет.
Неактуальным он назвал и вопрос о качестве медобслуживания, так как на заседании правительства 19 января министр юстиции Арпинэ Ованисян сделала предложение о «Больнице для заключенных», которое было принято.
В связи с заявлениями мониторинговой группы о неблагоустройстве камер на первом этаже ереванской Нубарашенской тюрьмы Кочинян сказал, что теперь на первом этаже учреждения камер нет: «Это старые данные, ничего подобного не существует».
Ревазян, заявил, что их данные были получены неделю назад.
Член мониторинговой группы, адвокат Ара Гарагезян подтвердил наличие в УИУ «Нубарашен» камер, предусмотренных на 8 человек, в которых, однако, содержат по 10 арестантов: «Были люди, которые спали на столах».
Гарагезян высказался и об уязвимых группах, среди них гомосексуалы и употребляющие наркотики. По его словам, к ним проявляется особенно дискриминационный подход: «Выполнять унизительную работу заставляют только их, скажем, чистить туалет. Кости употребляющих наркотики, бензин гниют, но медпомощи нет, а это означает пытки над осужденным».
Начальник отдела внутренней безопасности Уголовно-исполнительного управления Арсен Мнацаканян утверждает, что в такую работу люди вовлекаются добровольно, никто их не заставляет.