Специальная следственная служба Армении закрыла уголовное дело о незаконной продаже в тюрьме сотовых телефонов, заведенное на основании сообщения арестанта уголовно-исполнительного учреждения «Раздан» Армена Шамиряна. С решением о закрытии несогласны Шамирян и представляющий его интересы ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи. Они обжаловали решение в суде общей юрисдикции административных районов Арабкир и Канакер-Зейтун в Ереване.
Речь о продаже нескольких сотен сотовых телефонов общей стоимостью порядка 5 млн. драмов (более $10 300). Сообщение о преступлении Шамирян подал в 2014 году, отметив, что имел договоренность с занимавшим в то время должность заместителя начальника тюрьмы по режиму Самвелом Бабаяном продавать телефоны и делить прибыль, которую он, однако, так и не получил.
В беседе с Epress.am адвокат Шамиряна, юрист ванадзорского офиса ХГА Араик Залян заявил, что, по словам следователя Бегояна, основанием для закрытия дела послужил тот факт, что в ходе следствия не была доказана причастность руководства УИУ к продаже телефонов.
На судебном заседании 25 января Залян представил обоснование жалобы, отметив, что следствие проводилось с множеством нарушений.
«В частности, внимание было обращено на то обстоятельство, что руководство тюрьмы не отрицает, что Шамирян, в обход контролю, пронес сотовые телефоны в уголовно-исполнительное учреждение, но следствие не подтвердило вбрасывание в тюрьму или передачу сотовых телефонов иными способами. В этих условиях очевидны упущения в работе сотрудников службы безопасности УИУ, чему также необходимо дать правовую оценку. Орган, осуществляющий производство, не принял мер для организации очных ставок между членами семьи Армена Шамиряна и другими вовлеченными в дело людьми (участниками ввоза на территорию тюрьмы сотовых телефонов и других предметов), а также обнаружения сотовых телефонов.
Ссылаясь на данные доклада группы общественных наблюдателей, осуществляющих контроль в УИУ и органах при Минюсте Армении, Залян отметил, что вышеупомянутый случай преступления характерен для армянских тюрем, как правило, руководства УИУ и уголовно-исполнительного управления не проводят должного расследования для их раскрытия, что дает повод утверждать: в них вовлечено множество сотрудников системы. И в этом случае следственный орган дал необъективную оценку, посчитав достоверными показания только сотрудников УИУ. Других следственных действий орган, осуществляюший производство, не проводил», — говорится в обосновании заявления, опубликованном на сайте правозащитной организации.
Выслушав истца, суд перенес заседание на 20 февраля.