41-летняя уроженка города Чаренцаван Котайкской области Кармен Абгарян 2 года проработала в ереванской компании «Санитек», обеспечивающей ассенизацию столицы. 14 марта около 08:30, невзирая на окончание рабочего дня женщины, организация заставила ее заняться очисткой проезжей части улицы Эраци: здесь должна была проехать автоколонна мэра Тарона Маргаряна. Переходя улицу, Кармен попала под машину. В беседе с Epress.am она рассказала подробности инцидента и об условиях трудового договора.
Почти 10 дней получившая тяжелые повреждения в области плеча и головы женщина лежит в больнице. 22 марта прооперировали полностью раздробленное плечо Абгарян и установили металлическую конструкцию. Когда корреспонденты Epress.am прибыли в медучреждение, оказалось, что женщину недавно перевели в палату после операции на голове. Здесь за Абгарян ухаживает 22-летняя дочь. По прогнозам, разведенная мать 4 детей будет не в состоянии работать еще около года. Младшему сыну Абгарян 7 лет, старший служит в Нагорном Карабахе, 20-летняя дочь замужем.
По словам Кармен Абгарян, после инцидента ей не позвонил и не навестил никто из руководства «Санитек»-а. «Я очень обижена. Они как будто игнорируют своего сотрудника. Проработать 2 года без выходных и вот…». При этом, кое-кто из коллег приходил к ней в больницу.
Чистые улицы для мэра
14 марта Кармен, по обыкновению, вышла работать в 22:30. «Я проработала свои 8 часов: очистила выделенные мне улицы, закончила работу в 6:30». Отрезок от проспекта Мясникяна до конца улицы Эраци очищает группа из 8-9 человек, ежедневно приезжающая из Чаренцавана: «Очистив свою часть улицы, я села в газель, прождала 2 часа. В 8:30 решили, что нужно почистить и отрезок посередине. Вроде здесь должен был проехать мэр, дорога должна быть чистой».
Сделав работу, говорит собеседница, они должны были встретиться с группой, работавшей на проспекте Мясникяна. «Вышли из газели, связали метла, должны были перейти улицу, но пройти по надземному переходу было невозможно, потому что мы должны были попасть на середину дороги. Тогда и началось автомобильное движение».
Работники перешли два ряда проезжей части, но уже при переходе третьего женщину сбил автомобиль: «Если бы коллега не схватила меня за руку и не потащила назад, травма была бы тяжелее».
Работодатель обязан обеспечивать соответствующие условия для выполнения работ своих сотрудников, однако, по словам Кармен Абгарян, в тот день правилами безопасности пренебрегли. Женщина вспоминает, что когда компания только открылась, их предупреждали не отходить от тротуара дальше 75 см, но теперь «заставляют продвигаться на 3-4 метра».
Мы попытались узнать у «Санитек», почему Кармен оказалась на проезжей части дороги, почему не были соблюдены соответствующие правила безопасности. Дозвониться удалось через несколько дней: «Человек работал в обычном режиме, был проинформирован о правилах безопасности. Вообще, мы блокируем его своей машиной, машина очень медленно едет сзади, чтобы автомобили не проезжали по данному участку, кроме того, устанавливаем знаки. На этот раз машина ехала сзади, просто мы оставляем одну часть, чтобы она работала, гражданин, наверно, не заметил, ударил, но и не сбежал, остался, чтобы помочь»».
«Бывало, работала по 17 часов»
Абгарян работает в компании с 2014 года. Более года она ежемесячно получала 105 000 драмов (порядка $217). Но однажды, за несколько минут до начала рабочего дня, сотрудникам представили новый договор и, не дав возможности ознакомиться с содержанием, заставили подписать. Позже они узнали, что договор предусматривает снижение зарплат на 20 000 драмов: «Мы поставили подпись, не зная правды».
За работу минимум по 8 часов в сутки 7 дней в неделю женщина получала 84 000 драмов. Согласно договору, говорит собеседница, у нее было право на 24 дня оплачиваемого отпуска в год. «Бывало, я хотела на день остаться дома отдохнуть…так орали, мол, кто будет чистить твою территорию, кто должен работать вместо тебя?».
Случалось, участок от Зоологического сада до конца улицы Эраци она подметала в одиночку, но присесть и отдохнуть с минуту не разрешалось, рассказывает Абгарян.
«Они разъезжают на машине и если вдруг заметят, что сидишь, немедленно звонят и спрашивают, в чем дело. Зимой, завидя аппарат, радовались, что можем хоть чашку чая выпить, согреться. Нам и из-за этого делали замечания: стоишь и чай-кофе пьешь, что это такое?».
В ветреные дни, продолжает женщина, работали по 8 часов, затем уходили домой на час, принимали ванну, отдыхали и возвращались на работу: «Бывало, и по 17 часов работали». Дополнительные часы работы не оплачивались. Иногда раз в месяц платили премиальные в размере до 15 000 драмов, но не всем.
«Случалось, выходили из дому на рассвете, часов в 5, и, как мужчины, посыпали тротуары песком из тачки, разбивали лед ломом».
У Абгарян есть медицинская страховка, которая ей теперь пригодилась: «Говорили, не дай бог попадешь под машину, скончаешься, семья получит 2 миллиона драмов компенсации».