Представители компании осуществляющей вывоз мусора и санитарную очистку Еревана «Санитек» не навещают и не оказывают никакой помощи сотруднику Володе Ачемяну, которому ампутировали ногу после того, как он подвергся наезду на проспекте Баграмяна 26 марта. Дочь Ачемяна Рузанну, обратившуюся в компанию в надежде устроиться уборщицей, отказываются принимать на том основании, что она попала в «черный список» «Санитек»-а. Ачемяны намерены обратиться в суд не только в связи с данным инцидентом, но и ради установления порядка в компании.
Рузанна Ачемян долгие годы работала в компаниях по вывозу мусора, затем устроилась уборщицей в «Санитек».
«Я присутствовала на открытии «Санитек»-а. Пришел [мэр] Тарон Маргарян, сказал «получите сумму, эквивалентную 500 долларов, все будет очень хорошо». Но сначала [зарплата] составляла 130 000 (менее $270), потом – 105 000, теперь – 70 000. Можно ли на эти деньги продержать семью с тремя детьми?», — говорит Рузанна Ачемян.
Летом 2016 года Рузанна вместе с несколькими коллегами поступила на работу на одном из ереванских рынков, где они убирали в нерабочее для «Санитек»-а время. Узнав об этом, представители компании заставили этих сотрудников подписать заявления об уходе.
«Я проработала на рынке с неделю, когда они пришли и забрали нас… Как будто я совершила преступление, они снимали на камеру телефона, говорили что-то. Они же не платили мне 500 долларов, чтобы я взяла и сказала, мол, получила деньги и не стану работать в другом месте. Нас отвели, бросили в какой-то комнате, заперли на несколько часов, потом пришел кто-то и грубо так… одним словом, уволили, урезали зарплату за 15 дней, сказали «придете месяца через 2, приступите к работе». Мы не пикнули, подписали». По словам собеседеницы, о том, что работать в нерабочие часы в другом месте – преступление, она не знала: «Я все успевала. Это, что, банк, что ли, который может занести в черный список? Сама не понимаю, что это за черный список».
После полученного отказа на работу в компании принимают ее отца – Володю Ачемяна. По его словам, через несколько месяцев вследствие нарушения компанией правил безопасности он подвергся наезду и стал неработоспособным.
Ачемян лежит в больнице уже полтора месяца. Взамен на медицинское страхование, по словам Рузанны, им перевели только 1 млн. 800 тыс. драмов. Вопросы с расходами на продукты питания и лекарства для отца семье приходится справляться самостоятельно. Единственный работающий член семьи – супруг Рузанны, который получает 120 000 драмов (порядка $248). На эти деньги им с трудом удается содержать троих несовершеннолетних детей.
«Нехватало денег на кровь для папы, я позвонила в «Санитек», попросила помочь, дать 30 000, сказали, что не могут. Они даже не интересуются, остался ли в живых сотрудник, скончался ли. Ни звонка, ни визита – ничего». Рузанна Ачемян отправилась на встречу с директором компании, но ее не пропустили. «Сказали: ты в черном списке. В этом списке много людей: если я открою свое дело, многие поддержат меня. «Санитек» не принимает меня на работу. А они охватили все общины. Если б был только центр, я бы пошла работать в другом районе».
По словам Ачемянов, они борются не только за себя, но и за других сотрудников компании.
«Жалко людей, пусть этого не повторится, чтобы никто не попал в такую ситуацию, как отец. Пусть наведут порядок. С 9 вечера бросают людей на улицу. Это приемлемые рабочие часы – с 9 до рассвета? Их работа бессистемна и неупорядочена», — считает Ачемян. Также собеседница рассказала, что компания не заключала с ней договор. А по словам отца, ему даже не позволили ознакомиться с содержанием договора.
«Договор таков: наступает момент, когда его не заключают, они берут и ставят подпись вместо тебя. Таких случаев много. И со мной такое было: я не подписывал, потом потребовал копию договора, будто мне нужно для чего-то. Я пошел и сказал, что я не подписывал, я и не ознакомился, а они сказали «зачем тебе это нужно? Ну, ладно, подпиши и иди»», — заявил Володя Ачемян.