Первый президент Армении Левон Тер-Петросян прокомментировал сложившуюся в Национальном собрании ситуацию, когда депутат от парламентского меньшинства Никол Пашинян избран премьером, а большинство — Республиканская партия Армении, — фактически, должна выступать в качестве оппозиции. Высказывание Тер-Петросяна опубликовано на сайте Ilur.am.
«В эти дни многие ломают голову над политическим определением странной ситуации, сложившейся в отношениях парламента и правительства. Парламентское большинство объявило себя оппозицией, а исполнительная власть рассматривается в качестве правительства меньшинства. И хоть для парламентской системы это странная ситуация, но подобное часто случается в президентских и полупрезидентских республиках, известных по термину «сосуществование» (cohabitation).
Это случаи, когда президент представляет одну партию, между тем, парламентское большинство составляют депутаты от другой. Это крайне усложняет бесперебойную деятельность государственной машины, зачастую создавая кризисные ситуации. Имея парламентское большинство, Республиканская партия способна сорвать все законодательные инициативы правительства, и судя по последним выступлениям, они не скрывают подобного намерения.
Что может противопоставить этому возглавляемое Пашиняном новое правительство? До этого момента Пашинян навязывал парламенту свою волю при помощи общенародного протеста и бунта, что, как проявление демократии, было с пониманием воспринято международным сообществом. Однако может ли он продолжать воздействовать на парламент тем же методом? Очевидно, что нет, потому что этот ресурс уже исчерпан. Одно дело навязывать парламенту свою волю в качестве лидера народного движения, и совершенное другое — в статусе премьера. В этом случае международное сообщество не потерпит такого образа действий, потому что это будет рассматриваться в качестве непозволительного давления, оказываемого одним крылом власти на другое, тем более с учетом того, что в свое время это же международное сообщество признало законность как парламентских выборов, так и сформировавшегося в результате этих выборов парламента.
Следовательно, как многие понимают, единственный выход из этой крайне опасной для страны ситуации — проведение внеочередных парламентских выборов, несомненно, после коренного изменения избирательного кодекса. Однако и в этом вопросе ожидаются серьезные сложности, потому что изменение избирательного кодекса снова зависит от воли парламентского большинства. Нельзя игнорировать тот факт, что, помимо политического противостояния, у республиканцев есть личные интересы, так как они не уверены, что смогут оказаться в парламенте после следующих выборов».