Председатель инициативы «Учредительный парламент» Гарегин Чугасзян, освобожденный из-под стражи 11 марта, на пресс-конференции в субботу представил три требования-процедуры касательно политзаключенных, амнистии и создания переходных комиссий. Эти требования, по мнению Чугасзяна, стоит выполнить до 28 мая, а до тех пор он намерен продолжать голодовку, объявленную 18 дней назад.
Он требует изменения меры пресечения политзаключенным и рассмотрения дел с применением иных механизмов. «По принципам переходной юстиции будут действовать не только правовые решения, но политико-правовые. Этот широкий спектр может включать в себя группы от мятежников до людей, осужденных за различную политическую деятельность», — заявил председатель «Учредительного парламента».
Напомним, что члены группы «Сасна црер» позиционируют себя в качестве мятежников, а местные правозащитные организации считают политзаключенными осужденных по делу Шанта Арутюняна, а также Жирайра Сефиляна, Каро Егнукяна, Геворга Сафаряна, Нерсеса Погосяна, Айка Кюрегяна.
Чугасзян заявил, что не помнит людей, подвергшихся насилию со стороны прежнего режима в той же мере, в какой члены «Сасна црер».
«Бердзор, нападение на митинге в Гюмри с нанесением ножевого ранения, порча имущества, поджог автомобилей, экономические преследования. Я приведу вам один пример: в Бердзоре атаковали Павлика [Павел Манукян, член «Сасна црер»]. Жестокость, с которой избивали этого человека, заставляла нас задуматься: Павлик не только участник арцахской войны, отставим это, Павлик был бойцом десантных войск высшего класса. Он мог самообороняться. Если вы хотите пример того, как не противопоставлять насилие насилию, — это Павлик». Чугасзян вспомнил и о следствии «по делу новогодней елки» Геворга Сафаряна, когда Сафарян подвергся избиению и не дал отпора, но был осужден: «Мы же все это проглотили, правда? Вы, как журналисты, проглотили».
Оппозиционер заявил, что они будут прилагать усилия не в противовес новым властям, а в дополнение к ним, чтобы предотвратить возможный саботаж.
«Республиканская партия должна осознать, что ей дается последний шанс. Судебно-правовая система должна осознать, что шанс им дан сейчас. У этих людей вина разной степени. 95% вины пала на 5% судебно-правовой системы. На остальных – 5% вины. Амнистия бывает и в этом случае. Этим людям нужно дать шанс», — заявил Чугасзян.
Он высказался в пользу мирных акций неповиновения в случае саботажа, то есть если режим продолжит сопротивление.
Чугасзяна арестовали 23 апреля, когда он присоединился к общенародной революции. До этого момента он был в подполье. Его обвиняют в подготовке массовых беспорядков в преддверии 100-летней годовщины Геноцида армян в 2015-ом. Тогда его освободили под подписку о невыезде, но впоследствии Следственный комитет счел его арест необходимым.