Населенный пункт Шатин в увеличенной общине Ехегис Вайоцдзорской области Армении восстал еще в мае. Они перекрывали улицы, требуя отставки главы общины Артура Степаняна, затем блокировали здание администрации. Степанян покинул Шатин, теперь он «работает» в одном из небольших поселений — Таратумбе. Работа областной администрации фактически парализована. Здание сельской администрации уже три месяца закрыто, а проблемы не решаются. У сельской администрации корреспонденты Epress.am встретили около двух десятков человек: они активно обсуждали процессы, стоя под плакатом с призывом «Артур, уходи!». Другой плакат гласил «Список акционеров руководителя общины Ехегис». На первом месте списка — генерал Овик Оганян, шатинцы дали ему 51% «доли», второй идет врач Зоя Мартросян, на третьем месте депутат Национального собрания Сергей Багратян. Сам Степанян, по словам местных, владеет только 6%.
Проблема 1. Увеличение общин
У жителей Шатина множество недовольств. Как во множестве других случаев, заявить о них при бывшей власти им не представлялось возможным, а если и пытались, то попадали под давление. Они говорят, что их мнения об увеличении общин никто не спрашивал: взяли и сразу объединили 12 сел, между тем, было бы логичнее поделить 6/6. Межобщинного транспорта нет, никаких мероприятий, которые связали бы села, не проводится, даже детский сад открыть не удалось. Именно в этом Артура Степаняна и обвиняют, а увеличение общин называют бедствием.
Проблема 2. Выборы
Один из самых больных для шатинцев вопросов — выборы сельского главы. В выборах после увеличения — 5 ноября прошлого года — участвовало 4 кандидата, настоящая борьба развернулась между бывшим главой Тиграном Худояном и нынешним, Артуром Степаняном. Шатин — самое крупное село среди увеличенных — в основном голосовал за Худояна, а общины поменьше консолидировались вокруг нынешнего главы. Шатинцы считают выборы несправедливыми, покровители Степаняна, к примеру, генерал Овик Оганян и депутат от блока «Царукян» Сергей Багратян имели «больший размах» и сумели его «провести». Степанян набрал 1952 голоса, Худоян — 1816. Говорят, что Худоян занимал должность главы села несколько месяцев, но положительные перемены были ощутимы. Теперь в Шатине говорят о необходимости новых выборов, «и пусть победит тот, кто наберет больше голосов в справедливой борьбе».
Проблема 3. Аратес
Фермер Тигран Егоян утверждает, что ради перезаселения Аратеса шатинцы пойдут до конца. Территория Аратеса, долгие годы находившаяся под ведомством Минобороны, фактически принадлежала генералу Овику Оганяну, который, по словам Егояна, никого туда не впускал. Даже срывать зелень сельчанам было запрещено. Летом этого года образовательный комплекс «Мхитар Себастаци» начал работы по благоустройству церковной школы в Аратесе, однако шатинцы выступают против этой идеи. Они хотят использовать земли в сельскохозяйственных целях, в частности, заниматься там пчеловодством. По его словам, некоторые СМИ писали, что использовать эти земли хочет он, Егоян, потому и проявляет такую активность в борьбе за перезаселение, однако фермер называет это клеветой. Егоян считает, что Аратес должны использовать жители общины, и он вместе со всеми борется иммено за это.
Проблема 4. Малая ГЭС
Малые ГЭС стоят по всей длине реки Ехегис. На множестве участках река практически высохла. Основная ее часть фактически стекает в трубы. На Ехегисе уже действует 17 ГЭС, еще несколько строятся. Экономические проблемы жителей общины Ехегис в основном связаны с работой ГЭС, которые не приносят общинам пользы, прибыль получает частник, а из-за нехватки воды территория пустеет, сады высыхают. ГЭС принадлежат высокопоставленным чиновникам. Егоян называет имена: брат экс-президента Сержа Саргсяна Сашик Саргсян, Овик Оганян, бывший генпрок, бывший глава Следственного комитета Агван Овсепян, который зарегистрировал гидроэлектростанцию на сына, глава Вайоцдзорской епархии Абраам.
Эколог Анна Шахназарян говорит, что последние 10 лет на территории Армении резко растет число малых ГЭС под видом энергетической диверсификации. Этот процесс, по ее словам, умещается только в логике бизнеса, но о социальных и экологических последствиях прежняя власть страны никогда не думала.
«После того, как начали свою работу первые же построенные на Ехегисе малые ГЭС, было очень много критики, очень большие убытки понесли те же жители Шатина. Они постоянно жаловались, но для улучшения ситуации не было принято никаких мер, никаких действий по изменению нормативов. Построили свои 17 ГЭС и продолжают строить», — сказала собеседница.
Предыдущее правительство, говорит она, не прислушалось и к призывам международных организаций. В частности, финансируемый норвежским правительством консорциум нескольких организаций в 2011-14гг. провел оценку работы гидроэлектростанций, и в этой оценке было множество предложений, говорилось об угрозах как экологического, так и социального характера. Но эти предложения не отразились на проводимой в этой сфере политике.
«Новое правительство обязано отреагировать на эти проблемы как можно скорее», — заключила Шахназарян.