Стивен Ньютон, 18 лет назад ставший очевидцем убийства гражданина Грузии, 43-летнего Погоса Погосяна охраной второго президента Армении Роберта Кочаряна, находится в Армении и готов повторить в суде показания, которые в 2001 году суд под председательством Мнацакана Мартиросяна решил не учитывать на том основании, что они — на английском языке. С Ньютоном поговорила армянская служба радиостанции «Свобода» (Azatutyun.am). [Судья Мартиросян — один из самых узнаваемых представителей судебной системы; именно он, выполняя заказ властей, зачитал ряд громких политических вердиктов после 1 марта 2008 года. Кроме того, он же рассматривал «дело о госизмене»].
Основной свидетель по делу, гражданин Великобритании, который в 2001-м работал в Школе управления в качестве приглашенного преподавателя, утверждает, что видел, как охрана второго президента Роберта Кочаряна [в настоящее время его судят по статьям о свержении конституционного строя и получении взятки в особо крупном размере] убила, жестоко избив, Погоса Погосяна в туалете ереванского кафе «Арагаст» за то, что он подошел к прибывшим в заведение Шарлю Азнавуру и Роберту Кочаряну со словами «привет, Роб».
Ньютон говорит, что после бархатной революции в Армении, год назад он отправил письмо со своими показаниями премьеру Николу Пашиняну, но ответа до сих пор не получил.
Он рассказал радиостанции: «Я был в «Поплавке» [«Арагаст»] с друзьями — музыкантами, художниками, скульпторами. Мы хорошо проводили время на улице. Прибыл Кочарян со своей свитой. С ним был Азнавур, и все зааплодировали приятному старцу. Они сели за стол. Тогда же там находилось двое мужчин, предположительно, они были знакомы с Кочаряном, что-то отмечали. По всей вероятности, они подошли к столу Кочаряна, сказав «Привет, Роб» или что-то подобное. И тот оскорбился. Когда Кочарян ушел, мы сидели там, внизу, прямо перед лестницей, ведущей к мужскому туалету. Поздоровавшиеся с Кочаряном мужчины пошли за ним, а затем вернулись, телохранители оттолкнули их, дотолкали до туалета.
Жена сказала, что их убьют. Я не верил своим ушам. Побежал в туалет. Этот Куку [прозвище телохранителя] рукояткой пистолета избивал второго мужчину. Я толкнул его. Когда вошел, Погос Погосян лежал на полу, почти мертвый, его голова распухла. Я закричал, позвал на помощь. Они не знали, кто я такой. Наверно, подумали, что посол, так как был в костюме. Пришла моя жена, чтобы посмотреть, что происходит. Я сказал ей вызвать скорую. Врачи прибыли очень быстро, но мужчина скончался. Я поднялся вверх по лестнице…».
«Свобода»: Его смерть зарегистрировали?
Ньютон: Да.
«Свобода»: Вы это слышали?
Ньютон: Да.
По словам 74-летнего Ньютона, на следующий же день посол Великобритании в Армении помог ему уехать в Румынию, так как они были обеспокоены его безопасностью. Мужчина, однако, в присутствии британского консула в этой стране подписал свои заверенные печатью показания и отправил их в Армению. Адвокату правопреемника убитого Рубену Саакяну так и не удалось прикрепить к делу показания, копию которых Ньютон хранит до сих пор. А в настоящее время адвокат Саакян — один из тех, кто защищает интересы Кочаряна: тогда он представлял брата убитого Погосяна.
Британца никогда не приглашали для дачи показаний.
Из всей охраны Кочаряна на скамье подсудимых оказался только один Агамал Арутюнян, известный по прозвищу «Куку», и то по признакам статьи о причинении смерти по неосторожности. Его приговорили к двум годам условно. Иностранец поражен: говорит, что в его стране даже за оскорбление человека могут назначить более строгое наказание.
Ньютон вспоминает, что в день инцидента видел в том кафе тогдашнего министра юстиции Армении Давида Арутюняна, который никак не отреагировал на заверения очевидца о том, что был убит человек и нужно вызвать полицию.
Экс-министр, по его словам, ушел, не ответив ему: «Я закричал, потому что там все еще играли джаз. Крикнул «почему вы продолжаете слушать эту музыку? Эти выродки только что убили человека!». Музыка прекратилась, все были удивлены. Затем я ушел».