Главная / Армения / Очевидец убийства, совершенного охраной Роберта Кочаряна, готов повторить свои показания

Очевидец убийства, совершенного охраной Роберта Кочаряна, готов повторить свои показания

Стивен Ньютон, 18 лет назад ставший очевидцем убийства гражданина Грузии, 43-летнего Погоса Погосяна охраной второго президента Армении Роберта Кочаряна, находится в Армении и готов повторить в суде показания, которые в 2001 году суд под председательством Мнацакана Мартиросяна решил не учитывать на том основании, что они — на английском языке. С Ньютоном поговорила армянская служба радиостанции «Свобода» (Azatutyun.am). [Судья Мартиросян — один из самых узнаваемых представителей судебной системы; именно он, выполняя заказ властей, зачитал ряд громких политических вердиктов после 1 марта 2008 года. Кроме того, он же рассматривал «дело о госизмене»].

Основной свидетель по делу, гражданин Великобритании, который в 2001-м работал в Школе управления в качестве приглашенного преподавателя, утверждает, что видел, как охрана второго президента Роберта Кочаряна [в настоящее время его судят по статьям о свержении конституционного строя и получении взятки в особо крупном размере] убила, жестоко избив, Погоса Погосяна в туалете ереванского кафе «Арагаст» за то, что он подошел к прибывшим в заведение Шарлю Азнавуру и Роберту Кочаряну со словами «привет, Роб».

Ньютон говорит, что после бархатной революции в Армении, год назад он отправил письмо со своими показаниями премьеру Николу Пашиняну, но ответа до сих пор не получил.

Он рассказал радиостанции: «Я был в «Поплавке» [«Арагаст»] с друзьями — музыкантами, художниками, скульпторами. Мы хорошо проводили время на улице. Прибыл Кочарян со своей свитой. С ним был Азнавур, и все зааплодировали приятному старцу. Они сели за стол. Тогда же там находилось двое мужчин, предположительно, они были знакомы с Кочаряном, что-то отмечали. По всей вероятности, они подошли к столу Кочаряна, сказав «Привет, Роб» или что-то подобное. И тот оскорбился. Когда Кочарян ушел, мы сидели там, внизу, прямо перед лестницей, ведущей к мужскому туалету. Поздоровавшиеся с Кочаряном мужчины пошли за ним, а затем вернулись, телохранители оттолкнули их, дотолкали до туалета.

Жена сказала, что их убьют. Я не верил своим ушам. Побежал в туалет. Этот Куку [прозвище телохранителя] рукояткой пистолета избивал второго мужчину. Я толкнул его. Когда вошел, Погос Погосян лежал на полу, почти мертвый, его голова распухла. Я закричал, позвал на помощь. Они не знали, кто я такой. Наверно, подумали, что посол, так как был в костюме. Пришла моя жена, чтобы посмотреть, что происходит. Я сказал ей вызвать скорую. Врачи прибыли очень быстро, но мужчина скончался. Я поднялся вверх по лестнице…».

«Свобода»: Его смерть зарегистрировали?
Ньютон: Да.
«Свобода»: Вы это слышали?
Ньютон: Да.

По словам 74-летнего Ньютона, на следующий же день посол Великобритании в Армении помог ему уехать в Румынию, так как они были обеспокоены его безопасностью. Мужчина, однако, в присутствии британского консула в этой стране подписал свои заверенные печатью показания и отправил их в Армению. Адвокату правопреемника убитого Рубену Саакяну так и не удалось прикрепить к делу показания, копию которых Ньютон хранит до сих пор. А в настоящее время адвокат Саакян — один из тех, кто защищает интересы Кочаряна: тогда он представлял брата убитого Погосяна.

Британца никогда не приглашали для дачи показаний.

Из всей охраны Кочаряна на скамье подсудимых оказался только один Агамал Арутюнян, известный по прозвищу «Куку», и то по признакам статьи о причинении смерти по неосторожности. Его приговорили к двум годам условно. Иностранец поражен: говорит, что в его стране даже за оскорбление человека могут назначить более строгое наказание.

Ньютон вспоминает, что в день инцидента видел в том кафе тогдашнего министра юстиции Армении Давида Арутюняна, который никак не отреагировал на заверения очевидца о том, что был убит человек и нужно вызвать полицию.

Экс-министр, по его словам, ушел, не ответив ему: «Я закричал, потому что там все еще играли джаз. Крикнул «почему вы продолжаете слушать эту музыку? Эти выродки только что убили человека!». Музыка прекратилась, все были удивлены. Затем я ушел».