Министерство образования, науки, культуры и спорта поставило на обсуждение новый образовательный стандарт, который формулирует чаяния и требования государства к школе, определяет принципы организуемых педагогом и школой работ и содержание общего образования.
В стандарте 8 положений: они полностью затрагивают логику образовательного процесса: от списка предметов и расписания уроков до методов преподавания и системы оценивания.
Однако обсуждения этого документа, предлагающего радикальные изменения, сконцентрировались на участи предмета «История армянской церкви»: несмотря на заявления членов правительства о том, что материал не будет устранен из учебной программы — его включат в программу других предметов (история и обществоведение), — прессу заполонила обеспокоенность, вызванная «намерением министерства лишить детей возможности изучать историю церкви», а также сокращением часов по предмету «Армянский язык».
Замминистра Жанна Андреасян заверяет, что ни об одном отдельно взятом предмете и речи нет: новый стандарт, напротив, нацелен на то, чтобы отстраниться от «предметных» подходов и сконцентрировать внимание на надпредметных, создать связь между разными предметами.
«Важно понимать, что это содержательное изменение общего образования ставит задачей сместить центр нашего внимания, мы должны защищать не интересы предметов, а в первую очередь, интересы учащегося.
Понимать, что наличие разных предметов — не самоцель: они должны быть направлены на формирование системы навыков, связанных с определенными ценностями и знаниями. И в рамках этого нужно обсуждать педагогический подход, нужно понимать, в каком количестве предметов мы нуждаемся, в каких классах и в каком объеме, как они должны взаимодополнять друг друга», ― заявила Андреасян в ходе обсуждения, организованного ереванским клубом «Статья 3».
Эти вопросы, по ее словам, ведут к другой важной задаче — необходимость разгрузки. Данный стандарт должен решить и этот вопрос.
«Именно потому, что в школах мы преимущественно защищаем интересы предметов, сложилась ситуация, когда мы пытаемся уместить в предмете максимальный объем информации, вследствие чего искусственно увеличивается количество учебных часов и уменьшаются возможности усвоить такой объем информации в рамках данного времени. Мы оказываемся в ситуации, когда дети зачастую вынуждены просто зубрить. Можно с уверенностью сказать, что через несколько дней у них не останется никаких знаний.
Говоря о разгрузке, мы имеем в виду желание в целом сократить общее число учебных часов в течение общего срока 12-летнего обучения. Такой подход предполагает данный проект стандарта», — отметила Андреасян, добавив, что учебные часы на всех ступенях образования в разрезе 12 лет сократились на 200 и более часов.
Сокращение количества часов, по словам замминистра образования, происходит за счет исключения повторений, существующих в рамках различных или даже одного предмета в разных классах, и путем применения более синтезированного и интегрированного подхода.
Стандарт существенно расширяет рамки самоуправления педагогов и школ. Он, в частности, описывает принципы формирования предметных указателей, предоставляет возможность педагогам самостоятельно разработать учебный план на основе подходов, которые они сочтут более эффективными.
«Контроль государства здесь будет производиться с точки зрения конечных результатов. Для государства важно, чтобы к концу каждой ступени образования выпускник зафиксировал конкретные конечные результаты. Как школа добивается этого результата, должно зависеть от творческого подхода школы и педагога».
Реализация этого подхода, по словам замминистра, требует большой предварительной работы. Именно поэтому внедрить стандарт предусматривается с 2022-2023 годов. А до тех пор министерство намерено провести широкомасштабные переподготовки, в течение следующего учебного года — испытать предметные стандарты и программы, которые были разработаны на основе данного стандарта, и уже в ближайший понедельник они будут вынесены на общественное обсуждение.
Стандарт предлагает ряд изменений и по части системы оценивания, в основе которых, по словам Жанны Андреасян, лежит тот же подход: найти такие мотивационные системы и способы поощрения, которые могут способствовать обеспечению новых способов коммуникации с учениками.
«Потому что если и родители, и учителя, и ученики, возможно, привыкли к существующим подходам, это не значит, что подходы эффективны. Более того, мы ежедневно сталкиваемся с проблемами, связанными с системой оценивания, и видим, что с точки зрения мотивации учащихся и развития их способностей мы нуждаемся в акцентировании формирующего оценивания.
С этой целью применять оценки предусматривается только со второго полугодия 5-го класса, предусматривается вытеснить из школ систему неудовлетворительной оценки, а вместо нее внедрить механизмы, которые позволят весь год работать с учащимися и пытаться обеспечить удовлетворительные результаты, уровень освоения, не дожидаясь существующего подхода: выставить в конце года неудовлетворительную оценку, которая часто превращается в формальную пороговую удовлетворительную, чтобы ученик не остался на второй год».
Начиная с третьей ступени средней школы, ученики перейдут на кредитно-модульное обучение: «Это позволит отказаться от потокового обучения при помощи нового учебного плана — индивидуальных компонентов — и перейти на составление индивидуализированного расписания уроков, предоставляя ученикам более широкие возможности для составления собственного плана обучения и расписания в соответствии с имеющимися у них интересами и планами на будущее».