Главная / Армения / У меня, говорит, уже было двое детей, но что такое любовь, я не знала

У меня, говорит, уже было двое детей, но что такое любовь, я не знала

Этот отрывок из беседы – часть цикла-попытки вынести из разговоров со встречающимися нам людьми то, что обычно не покидает стен кухонь или кафе.

иллюстрация от Лусинэ Талалян

Беседа первая

Гаянэ

Наша соседка говорит: я поняла, что такое любовь, встретив Ануш. У меня, говорит, уже было двое детей, но что есть любовь, я не знала.

Ну, а Ануш была просто красавицей. Старшая из трех сестер. В студенческие годы очень дружила с нашей семьей. Она мне так нравилась, что младшую мою сестру мы назвали в ее честь… Мне было 5. Папа спросил: «Как назовем?», и я ответила «Давай назовем, как тетю Ануш».

Она была влюблена в одного очень толкового парня, который учился в Москве. Его прямо сразу назначили исполнительным директором какого-то текстильного завода в Иваново. Они поженились. Советский Союз распался, и стал он бизнесменом. Ну, а жена его — женой богача, так сказать.

Были 90-ые, приехала она в Армению уже вместе с двумя своими детьми… Ну, королева: в шубе, все такое. Привезла из Москвы чай в пакетиках – здесь такого не было. Лампы — штук 30. А мы сидели тогда в темноте, холоде, ужасная жизнь и — представляешь? — приезжает она из Москвы, из этой роскоши? Ее шамшадинский диалект вперемешку с русским — как это было красиво!

В их семье уже начались проблемы. Муж ее пил, наверное, или что он там еще делал, но тогда ощущения, что они разведутся, не было.

Она уезжает и позже мы узнаем, что развелись. Муж попал в долги: какие-то люди приходили домой, угрожали навредить детям.

Наверное, он и наркотики принимал, потому что Ануш рассказывала, он как будто совершенно отключился. Жили так плохо: ей приходилось собирать и сдавать бутылки, а муж просто стоял на балконе и апатично курил.

Там уже и до домашнего насилия доходило…

Развелись и начала она какое-то предприятие — с нуля, и очень неплохо преуспела.

Стала жить с таджиком. Через пару лет приехала в Армению, они с моей мамой очень дружили, болтали ночи напролет…

Она хотела третьего ребенка, но мужчине этому сказала: ты мусульманин, от тебя рожать не хочу. Мужчина этот, прилично так, покупает ей подарок и так вот красиво они и расстаются.

Влюбляется в нее какой-то армянин, младше лет на 10-15. Очень красивый. Ну, и думает она: рожу-ка от него.

Помню, она говорила, что армянские мужчины не умеют ухаживать.

Привязался к ней этот парень, даже его мать приходила, плакала, мол, наконец-то, он влюбился, не разбивай сердце моему ребенку, выходи за него. А он — красавец, успешный бизнесмен… Но Ануш рассказывала, что войдя в ее дом, он стал грубо обращаться с детьми, она и сказала «собирай вещи и проваливай».

Она неплохо стояла на ногах, дала детям образование. Потом мы узнали, что сына ее убили, парень 25 лет. Очень умным ребенком был. Они приезжали к нам, — а дом наш, считай, гостиница: из Москвы в Шамшадин, из Шамшадина — дальше, ездили все время… Такого воспитания я никогда не встречала. Очень хороший был малыш.

Поехал он как-то на дачу с друзьями. На дачу своей матери. Пришел к ним соседский сын, начал материться, цеплять. Он спросил: «Чего ты ругаешься? Мы сели поесть, успокойся…». Тогда сосед достал нож, воткнутый в горшок с цветами, и ударил его. Те, кто были с ним на даче, кажется, сбежали, а Ануш все названивала — сына нет и нет. Поехала на дачу, видит — лежит обескровленный.

Две другие сестры тоже за сумасшедших замуж вышли. У одного и справка была. Но, что называется, удалец. Девушке этой, видно, от красоты его крышу снесло. Был у нее любимый из Москвы, а тут поехала в деревню, в Шамшадин, и решила остаться. Оказалось, влюбилась.

А он знаешь, какой? Лет в 16-17 добровольцем пошел на войну… Но ненормальный: мог перейти границу, поджечь поля азербайджанцев и вернуться. Какими-то разведывательными делами занимался… В селе он начал какое-то дело, с бензином связанное, но и самодельным меценатом заделался. Стал раздавать бензин семьям погибших товарищей. Не Доди Гаго [прозвище олигарха Гагика Царукяна], а так… на локальном уровне…

Вся родня ей говорила, что он ненормальный. Мать ее даже связала, сказала «я тебя убью… все село знает, что он сумасшедший…». А парень этот под окном стоял, слышал. Девушке удалось подняться на верхний этаж и выбраться через окно. Так эти двое сбежали.

Ну, и зажила в селе с ненормальным эта девушка, которая состоялась в Москве.

Родители их поженились по любви.

Мама у них очень интересная. Отличница, забросила учебу после школы, осталась в селе. Но без чтения она не может, читает постоянно. Феноменальный персонаж. Все время читает.

С ума, говорит, сойду, если читать не буду.

Понятное дело, в этом обществе, в родном селе ей может казаться, что жизнь детей не сложилась, не такая, как надо…

Мне кажется, они дружат с матерью.

подготовили лусинэ талалян и алла манвелян