Обновлено: Мэрия Еревана заявила, что директор ЗАО «Ереванский автобус» Элбак Тарпошян написал заявление об уходе. Если подытожить сегодняшние события, водители — в результате обсуждений соответствующих подразделений — вернулись к своей работе: «Постоянное улучшение условий труда водителей в повестке мэрии. Городская власть уже предприняла эффективные меры и будет продолжать их».
Часть водителей общественного транспорта, утром 13 декабря объявивших рабочую забастовку, прекратила акцию.
В ходе встречи с представителем столичной мэрии сторонам удалось договориться, об этом сообщили водители, которые собрались во дворе автопарка Джрвежа. Часть их считает, что проблема разрешится, другая утверждает, что вопрос обсуждается в городоском муниципалитете, а кто-то убеждет, что забастовка будет иметь продолжение.
«Мы верим начальнику нашего управления», — сказал один из протестующих после «переговоров» в здании автопарка.
Городская власть, по его словам, попросила у них времени — два дня: «Сказали: ребят, если не сделаем в течение двух дней, снова выйдете».
Водители продолжали ждать во дворе автопарка. Кого они делегировали, неизвестно. Говорить на камеру они в основном отказывались, просто повторяли свои требования.
В числе требований повышение зарплаты, страховка (Каско для авто, медпакет для водителей), достойные условия, вопрос топлива и прочее.
Все участники забастовки подведомственны мэрии, заверяли корреспондента Epress.am на месте. Некоторые из них говорили, что денег от мэрии не получают.
«Новые автобусы [водители новых автобусов] должны получать 260 тысяч, а мы все еще работаем по плану», — говорил один из пожилых водителей. «Люди предпочитают садиться в новые, а мы остаемся без пассажиров. Но на нас же план», — отмечает другой.
Представляться собеседники тоже отказывались.
Каско, перерыв, план, газ
Ранее мэрия выпустила заявление о том, что водители общественного транспорта получают порядка 260 000 (без налогов) за 15 дней работы. Некоторые водители, сообщила городская власть, теперь требуют вернуться к прежней «плановой» системе оплаты, когда водитель получал минимальную зарплату и «черный» доход от платы за проезд.
Правда, собеседники Epress.am опровергли эти данные: проблема, по их словам, не в работе по плану, такого требования они не выдвигают. Они поддерживают идею о фиксированной зарплате, но работают по 15-18 часов в сутки с 10-минутным перерывом, в ходе которого не успевают даже пообедать. Так, они требуют пересмотреть и условия, и размер зарплат.
Были и такие, кто предлагал «не превращать эти 260 000 в догму» и обратить внимание на отсутствие «Каско».
«260 — мало. И дело не только в них. Совесть тоже должна быть чиста, нужно «Каско», лобовое стекло миллион 200 тысяч. Откуда у водителя 1 миллион 200 тысяч? Фара стоит 800 тысяч, надо делать «Каско», чтобы работать с чистой совестью», — говорил собеседник.
Раньше, его словам, страхования не было: тогда не жаловались, потому что удавалось «кое-как справиться».
«В прошлом мы платили налог, зарабатывали немного, справлялись: если я, скажем, попадал в аварию, разбивал лобовое стекло, оно стоило 100 тысяч, удерживали понемногу с зарплаты, я не переживал, потому что у меня были деньги: то 5 тысяч в день, то 10. Мне удавалось справиться».
Фиксированная зарплата (в 260 000) в разрезе месяца составляет 8 600 в день, то есть с учетом 15 рабочих дней — порядка 16 тыс. 200 драмов в месяц: так как этой ежедневной платы нет, собеседник назвал сумму мизерной. Кроме того, он указал на отличие в расходах: «Сейчас это автобус за 120 тысяч долларов, дорогой автобус, каждая деталь которого дорогостоящая. Нужно авто застраховать, а то сажусь за руль и непроизвольно ноги дрожат. Ладно зарплата, пусть сначала решат вопросы с «Каско» и мои медицинские вопросы, остальное сделаем в процессе».
На вопрос, директор ли подтолкнул их на мысль не выходить на работу, один из присутствовавших, представлявшийся и водителем, и автомойщиком, ответил: «Ничего такого не говорили. Сказали потерпеть, пока решится, а мы не вмешиваемся».
Какое решение было в итоге принято, бастующие не уточняли. Говорили «мы победили». Некоторые предлагали спросить у мэрии. Также заверяли, что завтра забастовка продолжится: «Это была реклама, а завтра кино».