В течение двух последних недель в Армении дважды сообщали о скоропостижной смерти военнослужащего контрактной службы, еще один скончался по причине «резкого ухудшения» состояния здоровья. Согласно Минобороны, 14 августа резко ухудшилось самочувствие контрактника, рядового Манвела Тадевосяна (1981г.р.): «Несмотря на оказанную незамедлительно медицинскую помощь, спасти жизнь военнослужащего не удалось»; 7 августа скоропостижно скончался контрактник Аршалуйс Ованисян (1976г.р.); в ночь на 4 августа не стало участника трехмесячных учебных сборов Атома Арутюняна (1978).
«Это говорит о том, что военнослужащие не проходят надлежащее комплексное медобследование, начиная с этапа призыва, как не проходят в ходе учебных сборов, мобилизации и призыва на контрактную службу. В условиях перегруженности, когда люди уже привлечены к военной службе, состояние здоровья может ухудшиться», — в беседе с Epress.am заявила правозащитница Арминэ Садикян.
Смерти военнослужащих по состоянию здоровья генпрокуратура квалифицирует как «случаи, не связанные со службой», с чем правозащитница не согласна.
«Когда человека призывают, он находится на особом попечении государства. Есть плановые медобследования и те, которые человек проходит по необходимости. Если организовать его своевременно, можно предотвратить случаи смерти по состоянию здоровья.
Все случаи смерти связаны с военной службой, потому что происходят в закрытом режиме, в период, когда они находятся на попечении государства», — заявила собеседница.
В случае смерти военнослужащего Следственный комитет практически никогда не сообщает результаты судмедэкспертиз. Дополнительную информацию о ходе уголовных дел публикуют редко. По словам правозащитницы, официальнная информация не разглашается до тех пор, пока СМИ или общественные организации не поинтересуются лично.
«И следствие длится очень долго. Есть случаи, когда мы изучаем дела 2010 года, которые закрыты или находятся на этапе судопроизводства».
Истинные причины и виновники смерти военнослужащих зачастую не устанавливаются.
«Если нет — а его в основном нет — эффективного, полноценного, всестороннего объективного расследования, я не могу заключить, какова реальная причина смерти. На протяжении лет в рамках множества дел мы видим, что личность виновников не устанавливается ни по случаям, квалифицированным как убийство, ни по тем, что квалифицированы как самоубийство или «по состоянию здоровья», они не привлекаются к ответственности».
7 смертей из-за проблем со здоровьем
Согласно Ванадзорскому офису Хельсинкской гражданской ассамблеи, в первом полугодии 2022г. в ВС Армении и Арцаха зафиксировано 30 случаев смерти военнослужащих, 21 из которых — в небоевых условиях:
9 случаев — вследствие нарушения режима прекращения огня
7 — ДТП
7 — из-за проблем со здоровьем
4 — самоубийство или доведение до самоубийства
2 — убийство
1 — несчастный случай.
26 инцидентов стали причиной смерти 30 военнослужащих: в 13-ти случаях (17 смертей) заведены уголовные дела.