На проспекте Аршакуняца я встретила нескольких женщин. Одна из них заговорила со мной, остальные общались друг с другом. «Ее павильон сгорел дотла, его больше нет», «люди детей хоронят, а я думаю о своем товаре», «стыдно», но «как я с долгами рассчитаюсь?».
«Ребята со склада говорили Захаряну «снизь арендную плату — мы обустроим территорию». Не захотел», — рассказывает мне знакомый о том, что слышал от друзей.
«Что Захяран?, — говорят женщины на Аршакуняца. — Он деньги зарабатывает».
Официальное название ТЦ «Сурмалу» — ЗАО «Ереванский консервный завод». Он принадлежит одному из первых олигархов страны Размику Захаряну.
В советское время Захарян состоял в Компартии и был директором завода. После распада СССР стал депутатом независимой Армении от «Республики» и владельцем того же предприятия.
Производство остановилось, территории превратились в ярмарку «Сурмалу». Уже 30 лет Захарян делает деньги: бывший завод был поделен на торговые павильоны и склады, в аренду сдан каждый квадратный метр.
В заявлении на странице ТЦ в Фейсбуке говорится, что аренда павильона площадью 10 кв.м. обходится в 40 000 драмов (почти $100). Территория только разрушенного трехэтажного здания в «Сурмалу» составляла 3500 кв.м. В списке крупных налогоплательщиков Армении ЗАО «Ереванский консервный завод» занимает 288-е место: за первый квартал 2022 года владелец ТЦ выплатил налогов с прибыли от арендной платы почти на полмиллиарда драмов. Это не считая теневых сделок.
Инвестиций Захарян особо и не делал. 30 лет в «Сурмалу» нет ни элементарных санитарно-гигиенических условий, ни условий труда, ни системы безопасности. Миллиардная прибыль без минимальных затрат.
Министр по чрезвычайным ситуациям теперь заявляет, что на воспламенившемся и взорвавшемся складе хранилось почти 4 тонны взрывчатых материалов. 4 тонны. Это официальное заявление.
На этом же складе не было систем пожаротушения и противодымной защиты, сигнальных устройств, пожарных кранов, даже огнетушителей. Электропроводка проходила даже через крышу, и ни одна дверь в здании не открывалась наружу. Об этом тоже объявлено официально.
Инспекционный орган, ответственный за пожарную безопасность населения Армении, зафиксировал эти нарушения полтора года назад. Зафиксировал, назначил штраф в размере от 25 до 50 000 драмов и забыл. Говорят, повторных проверок не проводили из-за загруженного графика. Никто не уволился по сей день.
Это второй пожар в «Сурмалу» за прошедшие полтора года.
Смерть нищих — реальная цена дешевого товара, пишет Лала Асликян: «Ни у кого язык не повернется сказать, что подобного больше не будет. Все мы знаем, что это повторится…».
В результате взрыва 14 августа погибло 16 человек, двое считаются без вести пропавшими, более 60-ти пострадали, сотни обанкротились. Обвиняемых нет.