На днях генпрокурор Армении заговорил о необходимости вернуть смертную казнь, отмененную в 2003 году. Артур Давтян, которому через пару недель предстоит покинуть должность, написал письмо министру юстиции, возглавляющему комиссию по конституционным реформам, с предложением создать конституционно-правовые основания для смертной казни за госизмену.
Пресс-секретарь Давтяна видит в инициативе срочную необходимость. «В настоящее время рассматривается множество дел о госизмене, они содержат настолько ужасные проявления, что они ни с правовой, ни с этической точки зрения — я уже не говорю о безопасности — не могут быть приемлемы для государства, имеющего в настоящее время очень серьезные региональные проблемы, связанные с безопасностью. В этих условиях принятие таких мер рассматривается как оперативная срочная необходимость», — отметил Гор Абрамян.
По мнению Защитника прав человека Кристинэ Григорян, которая также является членом комиссии по конституционным реформам, даже само обсуждение такого предложения неуместно, так как оно «в значительной мере затеняет конституционные и демократические ценности — защиту права на жизнь и прав человека в целом». Эта позиция Омбудсмена пришлась не по нраву генпрокуратуре, которая выразила сожаление «крайне поспешным и поверхностным» заявлением: «Такой подход не подобает уровню отношений и коммуникации между государственными институтами».
Министр юстиции, бывший Омбудсмен Карен Андреасян не стал комментировать инициативу генпрокурора, но и не исключил возможность обсуждения вопроса в комиссии по конституционным реформам.
Правозащитники считают инициативу явным отступлением от демократии. Государство не должно нарушать право человека на жизнь, убежден глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц: наказание в виде пожизненного заключения уже является самым строгим.
В последний раз смертный приговор в Армении был приведен в исполнение в 1991 году, а в 2003-м смертная казнь была отменена законом: таково было одно из условий членства страны в Совете Европы. Смертная казнь в отношении любого человека запрещена Конституцией.
Дело в том, что тогда Армения ратифицировала 6-й протокол Европейской конвенции о защите прав человека, запрещающий смертную казнь, но разрешающий сохранить ее на случай тяжких военных преступлений. Через 3 года Армения подписала 13-й протокол Конвенции об отмене казни в любых обстоятельствах, но не ратифицировала его.
Таким образом, генпрокуратура теперь утверждает, что на Армении нет международно-правового обязательства о полной отмене смертной казни. На что правозащитник Сакунц отвечает: согласно одному из прецедентных вердиктов Евросуда по правам человека, подписав эти документы, Армения уже обязалась соблюдать их.
Радио «Свобода» поинтересовалась у советника генерального прокурора, не исключают ли они возможность судебной ошибки, вследствие чего к смертной казни могут приговорить невиновного, на что Абрамян ответил: не идти на необходимые меры по причине этих опасений они не могут.
«Понимаю, что мы говорим о крайней мере наказания, но мы можем считать, что это опасение относится к решениям суда по всем делам в принципе, то есть мы не можем, исходя только из этого, не идти на шаги, необходимость в которых есть», — сказал он.
Власти пока не комментируют инициативу Давтяна. На тему высказалась только депутат от правящего «Гражданского договора», член постоянной парламентской комиссии по защите прав человека Арусяк Джулакян, которая не считает, что вопрос подлежит обсуждению. С отменой смертной казни Армения сделала шаг вперед навстречу цивилизованному миру, и теперь депутат не видит причин для регресса.