Группа жителей Карабаха провела в пятницу шествие с центральной площади Степанакерта к заблокированному участку Лачинского коридора. Цель акции — напомнить российским миротворцам об их обязательствах, предусматриваемых заявлением от 9 ноября 2020 года.
Прежде, чем они добрались до «российского» пропускного пункта, их встретила местная полиция.
Тигран Петросян полицейским: Уважаемые полицейские, все вы видите, что Азербайджан совершает провокацию государственного масштаба. Вы видите, что нас пытаются держать здесь, как цыплят. Мы вас просто просим: давайте просто — даже вместе — пойдем к постам русских, потребуем исполнения их обязательств.
(переходит на русский)
<…> Эта провокация направлена на то, чтобы поставить КПП, а это противоречит 9 пункту трехстороннего заявления от 9 ноября. Это заявление нарушает не только азербайджанская сторона, но и российская. Мы без боя сдали Карвачар, без боя сдали Лачин, чтобы подписать трехстороннее мирное соглашение, мы уступили эти земли с тем условием, что российская сторона будет обеспечивать нам безопасный коридор. В том же документе от 9 ноября в шестом пункте написано, что Азербайджан тоже должен обеспечивать свободное передвижение. Эта провокация — нарушение трехстороннего заявления и со стороны Азербайджана, и со стороны России.
А мы тут не цыплята, мы тут жители, у нас есть достоинство национальное, поэтому мы просим наших милиционеров открыть дорогу. Мы до русского поста пройдем. Русские, короче, вы должны обеспечить все это свободное передвижение. Тут люди живут, это неправильно… Руководство Нагорного Карабаха, российское руководство, руководство Армении, руководство Азербайджана ведут переговоры. Зачем закрывать дорогу? Причем тут дорога? Нужно понимать: это просто направлено на этнические чистки, чтобы притеснением, блокадой… чтобы люди вышли отсюда и уехали. Вот, что делает сейчас Азербайджан. А Россия никак не препятствует этому.
(переходит на армянский)
Уважаемые полицейские, прошу вас разрешить нам пройти. Так как наше государство, наши государственные лица не могут открыть дорогу, я прошу вас, без столкновений, пропустите… Мы группой — вместе с женщинами, детьми — пытаемся подняться, выразить свое недовольство и русским, сказать русским «разблокируйте, вы должны исполнять принятые на себя обязательства».
Петросян показывает документы, полученные от компании-эксплуататора золоторудных месторождений. По его словам, документы свидетельствуют о том, что экологической проблемы там нет. Степанакертский активист отмечает: карабахская власть тоже выразила готовность пригласить международных экспертов.
Полицейский его прерывает:
Полицейский: «Народ, мы тоже часть этого общества, сложившаяся ситуация — наша общая проблема. Нельзя сказать, что полицейские не солидарны с вами в этом вопросе. Но там мы не сможем обеспечивать вашу безопасность. Просим вас не идти туда».
Тигран Петросян: «Господин подполковник, мы понимаем, что это небезопасно. Мы понимаем, что там не экологи [речь о выдающих себя за экологов азербайджанцах, которые продолжают блокировать единственную дорогу, связывающую Карабах с Арменией], это спецслужбы, это все провокация. Но мы даже готовы на жертвы. Если позволите, чтобы три-четыре человека прошли хотя бы до российской стороны, чтобы мы, как общество, хотя бы выразили недовольство…».
Полицейские попросили 10 минут на переговоры с начальством. Позже они разрешили пройти к ближайшему российскому КПП группе из 10 делегатов (женщины и мужчины).
Старший лейтенант российского миротворческого контингента встретил их до того, как они дошли до контрольно-пропускного пункта.
Тигран Петросян: Многие остались внизу. У нас есть предъявы и к российскому руководству, и к азербайджанскому. Дело в том, что в заявлении от 9 ноября есть четкая позиция российской стороны, которая обязуется обеспечить безопасный проход через Лачинский коридор.
Российский миротворец: Я все знаю, с соглашением знаком. Давайте конкретно, вы сейчас чего хотите?
Петросян показывает документы, свидетельствующие о соблюдении экологических критериев на карабахских рудниках.
— Мы просто требуем от российского руководства, я вас прошу — силой, я не знаю, как — вы должны обеспечить безопасную дорогу. Мы вас просим как граждане Нагорно-Карабахской Республики: обеспечьте нам безопасную дорогу.
Российский миротворец: Вы сейчас хотите туда пройти?
Тигран Петросян: Мы хотим, чтобы вы обеспечили…
Российский миротворец: Переговоры сейчас ведутся. Командование сейчас там находится. Я являюсь командиром здесь. Я вам другую информацию больше дать не могу. Смысла вам туда идти сейчас нет, вы только усугубите ситуацию.
Тигран Петросян: Мы понимаем, но уже 12-й день Лачинский коридор безопасности закрыт. Мы из-за этого трехстороннего документа сдали без боя Кельбаджарский район, Лачинский район, чтобы Россия обеспечила нам безопасный коридор. Вы нас тоже поймите. Я вас ни в чем не обвиняю… Дело в том, что есть документ, по которому стороны обязуются… Как супердержаву, мы вас просим и требуем: откройне нам дорогу <…>.
Российский миротворец: Переговоры в настоящий момент ведутся. Больше я ответить ничего не могу.
Тигран Петросян: Товарищ старший лейтенант, так как вы действительно не имеете такого ресурса, чтобы открыть сейчас дорогу, мы сейчас вернемся к себе. Там много народа внизу. Завтра у нас акция с требованием открыть дорогу — в 3 часа. Если до завтра азербайджанцы не откроют дорогу, мы с акции — с народом, с детьми — придем, я надеюсь, что вы нас пропустите, мы пойдем, азербайджанцам по-человечески скажем «вы не правы». Договорились?
Российский миротворец: Ну, я договариваться с вами не могу. Я объяснил вам ситуацию.