Главная / Армения / Классическая пытка: ереванские полицейские снова избили человека

Классическая пытка: ереванские полицейские снова избили человека

В понедельник, 1 апреля, правозащитник Даниель Иоаннисян разместил на странице в Фейсбуке видео, на котором видно, как «оперуполномоченные отдела полиции Кентрон в Ереване пытаются получить информацию от Ваге Навояна, избивая, оскорбляя и унижая его».

Инцидент произошел 14 марта неподалеку от улицы Арин Берда.

В беседе с Epress.am авдокат Навояна Мартик Мартиросян рассказал, что попавшее на видео — лишь часть того, что на самом деле произошло.

«Навояна задержали 14 марта. Оперуполномоченные, нанося ему удары, используя ругательства сексуального характера, несколько часов пытались получить от него информацию как за пределами полиции, так и в отделе (но наиболее интенсивно — именно на улице, причем, дважды). 16 марта на него наложили арест. Я и Лусинэ Ованисян стали адвокатами по делу на следующий день Изначально у нас не было никакой информации о пытках, в суде этот вопрос не обсуждался.

Наш подзащитный рассказал о случившемся только когда его освободили из-под стражи (суд применил домашний арест). Он сказал «если бы арестовали, я бы точно не заявил об этом, но дома как будто не боюсь«.

Ясно, что речь о классической пытке. Прежде чем обратиться в Следственный комитет, мы провели определенную работу по сбору фактов, собрали данные. 28 марта Навоян подал сообщение о преступлении. Нам устно сообщили, что начато уголовное производство. У нас до сих пор нет никаких документов», — в беседе с Epress.am рассказал Мартиросян.

Ваге Навояна обвиняют в краже, однако, заметил адвокат, в контексте пыток данный факт не имеет никакого значения.

«Даже если бы его обвиняли в особо тяжком преступлении, даже если он обвинялся бы в убийстве, пыток быть не должно. Мой подзащитный не признавал вину, по сей день не признает, и мы уверены, что на самом деле кражи не было. Но мы не хотим делать акцент на этом. Вне зависимости от того, совершил он что-то или нет, пыток не должно было быть. Некоторые права могут подлежать ограничениям, но запрет на пытки является абсолютным и не зависит от какого-либо иного обстоятельства.

Кроме того, что это попросту противозаконно, в каком-то смысле это было бессмысленно. В прошлом некоторые люди уже оставались безнаказанными, поэтому теперь мы и столкнулись с подобной ситуацией. Несколько месяцев назад в этом же отделе полиции применили насилие к адвокату Карену Алавердяну. Что стало с этим делом? Кто понес наказание? Не исключено, что в этом инциденте участвовали те же люди.

Других заявлений я не делаю, не призываю уволить кого-то. Но есть конкретное дело, по которому необходимо провести честное и объективное следствие, виновные должны быть привлечены к ответственности», — сказал защитник.

В понедельник Полиция заявила о проведении служебного расследования. Оно, по убеждению Мартиросяна, не только не поможет, но будет препятствовать раскрытию дела.

«Нет ничего хуже. Зачем они проводят служебное расследование при наличии уголовного производства? По этому делу Полиция должна осуществлять как можно меньше действий, если того не требует следователь. Эффективное расследование случаев пыток предполагает, что полицейские, которые теоретически могли быть вовлечены [в инцидент], должны быть вне процесса. Служебное расследование, на мой взгляд, будет препятствовать, а не способствовать эффективному расследованию уголовного дела. Именно на это оно и направлено. В конце концов, такое происходит не в первый раз».

Если же представители правоохранительных органов пожелают раскрыть это дело, недостатка доказательств у них не будет: «Они прошли довольно длинный путь — от его ареста до места инцидента, затем обратно — в отдел Кентрона. В сообщении мы отметили также конкретные автомобили с конкретными номерами. Возможно, это оперативные госномера. При желании правоохранительные органы могут раскрыть дело в течение нескольких дней и без обнародованного сегодня видео. Приблизительный круг вовлеченных лиц известен, известны день и место, известно время, автомобили. Виновных можно установить за несколько дней».

Находящегося под домашним арестом Навояна даже не вызвали на допрос по делу о пытках. А если и вызовут, говорит адвокат, ему придется явиться в сопровождении полицейских. «Возможно, других полицейских, из другого отдела, но мы и это считаем проблематичным».