Главная / Армения / Не только антропологи. В село Лусагюх привлекут и туристов

Не только антропологи. В село Лусагюх привлекут и туристов

Переходный период проживает село Лусагюх Арагацотнской области Армении. Если прежде сюда из разных стран приезжали культурологи религии, теперь сельчане готовятся к предоставлению иных услуг: инвесторы обещали построить экодеревню и привезти туристов.

Сельчане не вполне понимают, что это значит. Знают только, что для привлечения туристов проводятся определенные работы: строится магистраль из Лусагюха до Анкавана, планируется строительство канатной дороги и зоны отдыха. Дома в селе приведут к эстетичному виду: покрасят крыши в 7 разных цветов, перед каждым домом появятся «дизайнерские» изгороди — из камней с близлежащих гор.

Кто-то из местных рад: появятся рабочие места, и мужчинам не придется ездить работать в Ереван. А кто-то настроен скептически: считают, что будет, как всегда, то есть бизнесмены обогатятся, но в жизни сельского жителя ничего не изменится.

Впервые мы посетили Лусагюх в 2018 году. Тогда в селе было около 2 десятков семейных святых — хоть и персональных, но открытых для посетителей. Большинство хозяев этих домов переехали, и святыни теперь недоступны.

Истории создания святынь начинаются с вывоза из Западной Армении древних книг, крестов и религиозных принадлежностей и зачастую вьются вокруг грез.

Как пишет культуролог Наталья Крюкова, генеалогия семейных святынь села Лусагюх восходит к 1830-м, 1880-м гг. и к 1918 г., когда предки-переселенцы построили на месте села свои первые дома и разместили в них семейных святых.

Сурбом может быть церковь, хачкар, камень, родник, дерево, гора, пещера, богослужебные предметы, изображения и книги религиозного содержания.

«Сурб (святыня) — это комплексное понятие, которым обозначают и святого, и локус его пребывания, а также пространство, в котором происходит его почитание», — пишет Крюкова.

Целостность и сохранность материальной формы сурба является важным, но не определяющим фактором в модусах и динамике почитания конкретной святыни внутри сельской общины.

Epress.am посетил несколько семей, сохранивших святыни. Просьбу хранилища древних рукописей Матенадарана передать книги в музей сельчане отвергли.