21-ого июня в Национальном Собрании обсуждали европейские устремления Армении. Слушания были организованы постоянной комиссией по вопросам Евроинтеграции по предложению лидеров четырех внепарламентских партий и некоторых представителей гражданского общества.
Заседание открыл руководитель Комиссии Армен Егоян. Он поделился своими ожиданиями.
— Мы должны ответить не на вопрос «что», а на вопрос «как» — пути, методы, сроки, инструменты. Евроинтеграция — это не одношаговая и даже не многоэтапная операция, и не череда многоэтапных операций, находящихся хотя бы на одной линии.
Вопреки ожиданиям организаторов, выступления участников были скорее плакатными. Депутат Верховного Совета первого созыва Азат Аршакян, например, признался, что парламентские «представления» смотрит только тогда, когда есть скандальный контент, и поблагодарил представителей правящей партии «Гражданский договор» за «оказание отличной услуги родине и народу».
— Приняв нас в Евросоюз, европейцы только выиграют. Иметь такого союзника, такого партнера, как мы, — вопрос их достоинства. Наша страна находится в хорошем месте, это место выбрал для нас [легендарный прародитель армянского народа] Айк Наапет. В те времена только несколько представителей Хомо сапиенс могли выбирать… Мы не неназванные и не незваные! Мы названы, нас зовут, мы желанный союзник для Европы! Те, кто находится рядом с нами, не хотят, чтобы мы ушли. Они только сейчас поняли, что мы можем и уйти.
Лидер партии «Республика» Арам Саргсян начал свою речь с риторических вопросов: куда движется Армения и что она выберет — цивилизованный мир, Европу или то место, где имеются подписанные договора и принятые обязательства? Он предложил вопрос членства в Европейском Союзе поставить на референдум и провести его в День независимости — 21-ого сентября.
— Мы вновь стремимся стать островком демократии в регионе, мы становимся лидерами демократии в том числе для Грузии и Молдовы. На нас начнут по-другому смотреть, нам начнут помогать! У меня нет сомнений — это будет щедро, очень щедро возмещено в виде вооружений, безопасности, экономического развития, инвестиций.
Овсеп Хуршудян, руководитель НПО «Свободный гражданин», выразил уверенность — идея вступления в Европейский Союз поддерживается широким консенсусом в армянском обществе.
Высказался и лидер партии «За республику» Арман Бабаджанян. Он говорил медленно и дольше отведенного времени, призывал власти плечом к плечу, рука об руку идти по пути Евроинтеграции и закрепить результаты предстоящего референдума в новой Конституции. Чтобы сделать свою речь более наглядной, Бабаджанян принес с собой в парламент резиновую калошу и европейский флаг.
— Помните эту калошу? Она символизирует тот регрессивный позор, который разворачивается на улицах в последние дни и ведет нас к смерти, к разрушению. Нам необходимо освободится от этой токсичной среды!
Раздались громкие аплодисменты. Лидер партии «За республику» достал из кармана флаг Евросоюза, прикрепил его к трибуне, положил на него резиновую калошу и ушел под бурные овации. Один из участников парламентских слушаний подошел к трибуне, чтобы убрать калошу с флага. И снова аплодисменты!
Руководитель Комиссии Армен Егоян сделал замечание: в Национальном Собрании Республики Армения должен быть только флаг Республики Армения. Присутствующие на заседании пререкались с места: «Оппозиция на улицах поднимает флаг России!». Егоян напомнил: «Эти слушания состоялись благодаря содействию властей».
— Пять, шесть, да даже год назад вы не могли произносить такие речи, потому что не было для этого никаких условий. Сейчас вы пришли сюда и говорите «на улице российский флаг». На улице что угодно может быть. Это зал пленарных заседаний Национального Собрания! …Произошла политическая акция, которой, на мой взгляд, могло бы и не быть. По крайне мере, она не внесла никаких содержательных изменений в наше обсуждение.
Егоян пригласил к трибуне Эдгара Хачатряна, координатора национальной платформы «Форума гражданского общества Восточного партнерства», но продолжил спорить с прозападно ориентированными и оппозиционно настроенными участниками слушаний. Несколько минут спустя Хачатрян все же сумел выступить.
Лидер Европейской партии Тигран Хзмалян — в желтом галстуке — позже напомнил об угрозах безопасности, стоящих перед Арменией. Он был убежден: еще возникнет вопрос вступления в НАТО! После Евроинтеграции и присоединения к Североатлантическому альянсу, по мнению Хзмаляна, у армян будет возможность вернуться в Арцах.
— Люди, которые говорят об Арцахе, которые бьют себя в грудь и в то же время машут российским флагом, или скрывают это, но на самом деле выступают против европейской интеграции, на самом деле эти люди против Арцаха, против армянских перспектив Арцаха. …Этой весной в Армении было древонасаждение! Вы, наверное, заметили: рядом с новыми деревьями были железные столбы. Потому что маленькие, гибкие, молодые деревья не потянут нашу жару, нашу низкую бытовую культуру! Этим деревьям нужна защита! Европейский флаг рядом с армянским триколором — это и есть тот самый железный столб, который защитит нашу молодую демократию.
Хзмалян поблагодарил Бабаджаняна за то, что тот принес в парламент европейский флаг, и поинтересовался: это случайно не тот самый флаг, который он подарил ему два дня назад?! Раздались аплодисменты.
К трибуне подошел руководитель христианско-демократической партии Левон Ширинян. Он вспомнил Киликийскую Армению, которая «была европейским государством». «Это вопрос исторической наследственности!». До Христа античный мир шел к развалу, и Армения, по его словам, была одной из немногих государств, которые сохранили античную культуру, прибавив к ней христианство. Спустя пять столетий Европа сделала то же самое.
Актер Ованнес Азоян, недавно вступивший в Европейскую партию Тиграна Хзмаляна, предложил гражданам Армении до воображаемого референдума подумать, что демократия значит персонально для них.
— Демократия для меня — это право, это обязательство, это безопасность! Предусловия, которые создадут такую среду, где я смогу заниматься созидательным трудом, смогу иметь эстетичный быт и жить счастливо! ․․․Демократия бывает либо идеальной, либо никакой. Фрагментарная демократия приводит к путанице и недопониманию… Именно так демократия, как цивилизационное благо, искажается, обесценивается, а это, в свою очередь, приводит общество к отчаянью, разочарованию и глубокой депрессии. Если это не диктатура, но и не демократия, то что это? «Демагогия!» — ответил бы Тигран Хзмалян и не ошибся бы. Демагогия — это западня, поставленная диктатурой, но ведущая к демократии. Именно в этой западне Армения находится уже 30 и более лет.
Следующее выступление — депутата Марии Карапетян — ознаменовалось назиданиями, адресованными внепарламентским силам. Представительница правящей фракции выразила убеждение։ Армения нуждается не в изменении геополитического курса, а в пересмотре модели, по которой выстраиваются отношения с внешним миром.
— Если мы не изменим модель, но сменим центр, возможно тем самым мы непреднамеренно обслужим интересы предыдущего центра. То есть, настолько сильно стремясь в Европейский союз, мы в итоге можем вновь оказаться в кайме России.
Заявления Хзмаляна о том, что при помощи Брюсселя можно вернуться в Нагорный Карабах, Карапетян охарактерезовала как нереалистичные. Ранее озвученный тезис Левона Шириняна, мол «мы были вынуждены быть со славянской, монголо-татарской культурной реальностью», она назвала «нарративом империи».
С речами выступили координатор гражданской платформы Евросоюз-Армения Лусине Акобян, член партии «Республика» Артак Зейналян, президент «Консервативной партии» Айк Мирзоян, журналист-аналитик Рубен Меграбян и другие. Их тезисы отличались не сильно: «стратегическое значение», «народное мнение», «цивилизационный выбор», «гарантия безопасности», «советская оккупация», «цивилизационная эволюция», «необратимая демократия», «незаконное российское присутствие», «гармонизация с Западом», «необратимая потеря суверенитета».
Слушания длились пять часов.