Мэрия решила ликвидировать последний государственный роддом Еревана.
Подведомственный общине родильный дом, расположенный в административном районе Канакер-Зейтун, существует с 1957 года. Лет 9 назад роддом отделили от больницы N8. В 2016-м начали капремонт, а вместе с ним и накопление долгов. При мэре-актере Айке Марутяне (2018-2021г.) медучреждение было передано в доверительное управление компании «Де Ви Сан», обещавшей инвестиции и оптимизацию, но лишь усугубившей кризис. Медработники взбунтовались, некоторые сотрудники Мэрии поддержали этот бунт. В апреле община в одностороннем порядке расторгла договор с компанией и оказалась в суде.
С августа порядка 70 сотрудников роддома находятся в принудительном простое. Они не получали зарплату 11 месяцев, а недавно узнали о намерении Мэрии ликвидировать роддом, основав на его месте армяно-французский центр репродукции. По их словам, акушерство в функции нового центра входить не будет, остались лишь платные гинекологические услуги. Сотрудники роддома периодически проводят акции протеста перед зданиями Мэрии и Правительства. Они доверились начальнику управления здравоохранения Давиду Карапетяну и обманулись.Мэрия объясняет ликвидацию обнаружением Минздравом нарушений и лишением статуса.
Врачи не согласны: «Последние 8 лет государство периодически направляло роддому большие суммы на ремонт. Если выделялось столько денег, как сегодня Минздрав обнаруживает 11 упущений и признает роддом не соответствующим своему статусу. Если посчитать, какие суммы поступали в роддом с 2016г., его стены должны были быть как минимум из золота, оборудование — оборудованием последнего поколения. Говорят «у вас нет функциональных кроватей». Нет, потому что пополняли не медицинской мебелью, а мебелью из Паракара [село в Армавирской области с множеством мебельных магазинов]. Кто в этом виноват?»; «Мэрия обязана устранить зафиксированные недочеты, но они предпочитают закрыть роддом». «Сначала говорили одно, затем оказалось, что они вовсе не намеревались перезапускать роддом, представили новую программу, хотят открыть какой-то армяно-французский центр репродуктивного здоровья. Очередной бизнес-центр, в котором будет репродуктолог, ЭКО, экстракорпоральное оплодотворение, то есть будет гинекология и не будет акушерства»; «Целый коллектив становится безработным, город лишится последнего государственного, общинного роддома».
По словам начальника управления здравоохранения Давида Карапетяна, инвестиции на сотни миллионов драмов должны были начаться с 1 июля 2020г. и продолжаться в течение 5 лет. «В 2021 году мы сказали «инвестируйте» — они не сделали, заплатили штраф. В 2022 году, тоже письменно, призывали сделать инвестиции, дали время — они не сделали. Управление здравоохранения при Мэрии оповестило в 2021г., они заплатили штраф, в 2022-м снова не заплатили, инвестиции были только в 2020 году: 96 миллионов вместо 100.
1 сентября 2022 года договор был расторгнут в одностороннем порядке, после чего было обращение в суд — чтобы отменить расторжение. Судебный процесс затянулся до апреля 2024 года. <․․․>
Деятельность роддома прекращена по указу министра здравоохранения — Мэрия здесь не при чем.
Я помогал, выдавал им зарплату… Я все сделал, бился об стены, чтобы найти… нашел деньги на зарплату за август. На учреждении лежит решение Службы принудительного исполнения судебных актов, я кое-как его снял, чтобы разрешили перевести зарплату.
Им всем была предложена работа: никто из 70-ти человек работы от нас не хотел.
В том же договоре сказано, что они должны были погасить задолженность по зарплате. Мэрия выделила порядка 100 миллионов на это. Именно потому, что они всего этого не делали, последствиями должны заняться правоохранительные органы».
Пресс-секретарь Министерства здравоохранения Мариам Цатрян: «Несколько дней назад замминистра — акушер-гинеколог по образованию — приняла врачей, выслушала, просмотрела штат, чтобы можно было понять, как их устроить на работу. Остальное — вопрос управления Мэрии.
Мы общаемся с учреждениями постольку-поскольку — по вопросу госзаказа.
Я предполагаю, что речь об уровне медучреждения, предоставляющего акушерские услуги: этот роддом не соответствовал даже первому уровню. Уровень определяется Министерством. Они не соответствовали».