В Армении зарождаются новые левые. Об этом заявил сегодня в ходе пресс-конференции директор Института Кавказа Александр Искандарян, касаясь наблюдаемой в последнее время в Армении общественной активности.
По его словам, то, что на данный момент происходит в Армении — это зарождение левого дискурса. «До сих пор, в Армении были только правые: все были либералами, а социалистическая идея есть лишь в названии одной армянских партий. В действительности этой левой идеи не было вообще в обсуждении.
Идеи справедливости, распределения денег от богатых бедным, диссимиляции, борьбы против богатства, как такового, прямого участия в политике — все это идеи классического европейского левого спектра. Традиционные партии Армении не используют это практически, вместо этого существует патернализм», — отметил Искандарян.
Некоторое время назад, благодаря социальным сетям, в Армении начало зарождаться то, что в Европе называется «New Leftists» («Новые Левые»), пояснил он. «Понятно, что это политический активизм, понято, что это не только или не столько активность гражданского общества. Это определенная социальная группа, в основном, состоящая из представителей молодежи, которые объединены определенным социальным происхождением, т.е. представляют средний класс, у них определенный уровень образования, это практически все социальный центр Еревана, обездоленных среди них практически нет, а также картины их акций и митингов разные», — добавил он.
Искандарян отметил, что если прочитать политическую литературу, создается впечатление, что представители этого движения действуют по учебнику. Все их идеологии классические, к примеру, экология. Политолог добавил, что на сегодняшний день многие серьезные европейские партии зарождались как экологические, к примеру, партия зеленых Германии, которая была у власти. «Можно также изучить биографию европейских политиков. Кто такой Йошка Фишер? Сейчас он нормальный, совершенно классический чиновник, но всего 30 лет назад он был Мариам Сухудян в мужском обличии. И в европейском парламенте таких много», — подчеркнул Искандарян.
Политолог отметил, что зарождение новых левых в Армении находится еще на начальном этапе, и началось все это еще с кинотеатра Москвы и Тегута. Что касается социальной сети Facebook, Искандарян отметил, что это всего лишь инструментарий, который помогает сделать то, что 10 лет назад удавалось сделать посредством телевидения, 30 лет назад благодаря газетам, а 100 лет назад — театру. Он отметил, что Facebook не может запустить достаточную активность для переворота, в том числе и в Армении. К примеру, он отметил, что в Египте Facebook был лишь детонатором, но не двигателем бунта. Людей из Facebook можно было увидеть на площади Тахир лишь первые два дня, и их было мало, а уже потом там собрались совершенно другие люди. Возвращаясь к движению в Армении, Искандарян отметил, что разнородность тем борьбы показывает, что это политический тренд и определенный этап развития политической идеи. Однако, пока рано говорить о том, что это движение может в скором времени превратиться в политическую силу.
На вопрос о том, какую роль может сыграть это общественно движение в период проведения президентских выборов в Армении, Искандарян отметил, что до 2013 года оно не может стать серьезной силой, поскольку она ограничена социально и демографически. «Когда мы увидим не 200-300, а 50-56 тысяч, а среди них будут представители различных слоев общества, различного возраста и не только жители Еревана, то можно будет сказать, что наблюдается тенденция становления политической силы или партии», — отметил он.
Кроме того, на данный момент этому движению для борьбы нужен определенный повод. Хоть этих поводов много и они будут и в будущем, но партия и политическая сила работают совершенно иным образом и постоянно проявляют активность во всех вопросах. Следовательно, выборы, на его взгляд, пройдут так же, как и прежде, однако, может быть, с большим шумом.
Что касается властей страны, Искандарян отметил, что они пока что будут хорошо справляться с этой активностью, идя на частные уступки. Уступка в вопросе кинотеатра Москвы, парка Маштоца или уход одного депутата — это с точки зрения властей недостаточно серьезные проблемы, так как не угрожают системе, в целом. Когда же это сетевое движение самоорганизуется, начнет представлять собой реальную угрозу системе, то все перерастет уже в реальную политическую борьбу. Обращаясь к инциденту в ресторанном комплексе «Арснакар» и развитий вокруг него, Искандарян отметил, что это противостояние между властью и тем, о чем ранее говорилось. «Позиция властей адекватна им самим, а протестующие действуют адекватно им самим. Власти попытаются затушить это, а если не получится, то начнут сдавать», — отметил он.