Участие Армении в инаугурации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было на очень высоком уровне. Даже член НАТО США присутствовали лишь на уровне временного поверенного посольства Соединенных Штатов в Турции. Об этом в ходе очередного судебного заседания 28 августа заявил политзаключенный Шант Арутюнян. В присутствии на церемонии главы МИД Армении Эдварда Налбандяна подсудимый видит заказ официальной Москвы.
По словам Арутюняна, в отличие от США, Россия также участвовала на очень высоком уровне, в частности, отправила в Анкару целую делегацию под руководством председателя Госдумы. Все это, считает подсудимый, доказывает, что продолжает действовать заключенный Ататюрком и Лениным в 20-ых годах прошлого века договор, который в новых геополитических условиях нуждается в обновлении, а произойдет оно благодаря армяно-турецким протоколам.
Именно Россия, уверен политзаключенный, приказал Армении участвовать в инаугурации на уровне главы МИД. Фактически, сегодня Налбандяна можно называть Асканазом Мравяном (комиссар по иностранным делам парламентской республики Армения в 1921-23 гг.), а Сержа Саргсяна – Александром Мясникяном (политический, гражданский деятельно, член Коммунистической партии СССР). Причин для недовольств по поводу сравнения с Мясникяном, по мнению политзаключенного, нет, так как памятник ему установлен в Ереване. Судья, в свою очередь, заявил, что, по сути, это является обвинением.
Также Арутюнян напомнил, что на инаугурации президента Украины Армения присутствовала лишь на уровне посла, что, по его мнению, снова свидетельствует о действиях в пользу России, как и голосование в ООН по Крыму.
«Ради сокрытия очередного предательского поступка» Налбандяна, подчеркнул Арутюнян, некоторые тюркологи выполняют приказ, оправдывая этот шаг и заявляя, что министр отправился ради вручения президенту Эрдогану приглашения в Армению для участия 24 апреля 2015 года в мероприятии памяти жертв Геноцида армян.
«В советские времена в Армении была запрещена антитурецкая литература, печатались книги лишь об армяно-персидской войне.
Разрешили антитурецкую литературу, был построен [памятник жертвам Геноцида армян] Цицернакаберд, люди начали читать Шираза только после того, как Турция стала членом НАТО», — заявил политзаключенный.
По словам Шанта Арутюняна, Россия хочет, чтобы президент Турции прибыл в Цицернакаберд, возложил цветы, однако не желает, чтобы это привело к несению правовой ответственности.
Арутюнян и 13 его товарищей обвиняются в совершении 5 ноября в ходе предпринятого ими шествия в масках хулиганства с применением предметов, используемых в качестве оружия, сопровождавшегося оказанием сопротивления представителю власти. Они не признают свою вину, в частности, отмечая, что проведению шествия помешали провокаторы, а столкновения спровоцировали полицейские в гражданской одежде. Ряд местных и зарубежных правозащитников считают подсудимых политзаключенными.