Глава Хельсинкской Ассоциации Микаэл Даниелян в интервью Epress.am назвал несколько причин, по которым организация не стала подавать в суд на депутата и предпринимателя Рубена Айрапетяна, который атаковал правозащитника Армана Везиряна. Инцидент произошел до начала акции протеста перед рестораном депутата, в котором 17 июня были жестоко избиты четверо военных врачей, один из которых — майор Ваге Аветян — скончался спустя 12 дней.
Во-первых, среди свидетелей инцидента не было гражданских лиц — на месте присутствовали лишь замначальника полиции Еревана Роберт Мелконян и командир полка патрульно-постовой службы Валерий Осипян. Во-вторых, у Везиряна на теле не было никаких следов насилия, и судмедэкспертиза не дала бы никаких результатов. «Другая причина заключается в том, что Арман Везирян уже фигурирует по схожему уголовному делу, в котором его из пострадавшего превратили в обвиняемого. У нас есть все основания полагать, что полиция в своих показаниях заявила бы о том, что Везирян сам спровоцировал нападение Рубена Айрапетяна на него», — сказал Даниелян.
Решение об отказе подавать в суд на депутата, по словам правозащитника, было принято на общем собрании организации. Напомним, что сам Айрапетян связался с Везиряном и попросил прощения за свое поведение. В связи с этим Даниелян отметил, что деятельность их правозащитной организации и лично Везиряна привели к ситуации, когда люди подобные Айрапетяну просят прощения. «Везирян за все это время сделал столько нужного и полезного, что все эти общественные движения, вместе взятые, не сделали и половину того. И Айрапетяну, по всей видмости, объяснили, с кем он имеет дело».
Даниелян напомнил, что буквально в тот же день и до того Айрапетян в оскорбительной форме общался с журналистами, которые не объединились в протестное движение. «Пускай бы они подняли шум. Чего они молчат? Ждут, чтобы опять мы сделали все за них? Пускай и они немного мозгами пошевелят, сделают какой-либо смелый поступок. Мы своей многолетней работой вынудили Айрапетяна извиниться. Пусть и они добьются этого. Перед ними ведь не извиняются. Их ругают матом и поступают еще хуже. Тот же Рубен Айрапетян. И как они реагировали? Они смеялись на пресс-конференции».
Отвечая на вопрос о волне критики в адрес Хельсинской ассоциации в связи с тем, что правозащитники «простили олигарха и не использовали очередной повод для лишения Айрапетяна рычагов власти», Даниелян заявил: «Деятельность Хельсинкской ассоциации никогда не была направлена на удовлетворение потребностей каких-либо политических сил — будь то власти или оппозиция и тем более для каких-то непонятных движений и инициатив».
Кроме того, правозащитник поставил под сомнение целесообразность выдвигаемых движением требований. «Действия так называемых общественных движений мне совершенно непонятна. Каким образом, например, всплыло требование лишить Рубена Айрапетяна поста президента Федерации футбола. И мотивируют это тем, что футбольная федерация является «лицом страны». Лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян с тем же успехом возглавляет Национальный олимпийский комитет. И что? Его охранники не избивают людей? А Серж Саргсян не руководит шахматной федерацией? А его охранники и силовые структуры не убивали людей? Убивали. Убивают и будут убивать. Почему же они не трогают Олимпийский комитет? Там ведь олимпийские чемпионы, и Царукян может размазать по асфальту это движение, да?».
По словам Даниеляна, все общественные движения последнего времени не внушают доверия. «Начиная с защиты сквера Маштоца от вырубки деревьев и строительства бутиков. Они метаются из стороны в сторону, дальше пошла мода на зажжение свечей. А до того люди не погибали? Недавно, например, Врам Багдасарян получил 14 лет за убийство, которого он не совершал. Пусть все пойдут к дому Врама Багдасаряна возьмут с собой свечи. Солдаты постоянно погибают в армии. И что? Они после каждой смерти выходят на улицу? Поэтому я не верю, что эти движения будут последовательны в своей деятельности. Они говорили, что если мы не защищаем парк Маштоца, то мы не защищаем права человека. Мы 15 лет защищаем права человека, о которых они понятия не имеют».
Возвращаясь к вопросу активности в связи с убийством Ваге Аветяна, правозащитник отметил, что здесь также есть много непонятного: «Это не общественное движение. В нем замешаны политические силы. То же самое наблюдалось в протестах по поводу сквера Маштоца, когда появились «группы демонтажа» строящихся торговых павильонов. Наша позиция остается неизменной: если нарушаются их права и они к нам обратятся, мы будем их защищать. Но с тем же движением Маштоца были случаи, когда нарушались их права, они приходили к нам, а потом вдруг исчезали».
Правозащитник обратил внимание на то, что, например, под требованием о созыве экстренного заседания парламента по вопросу Рубена Айрапетяна в числе 21 депутата 13 июля подписался член фракции «Процветающей Армении» Тигран Уриханян, который, будучи лидером «Прогрессивной партии Армении», в 2008 году стрелял из газового пистолета в Микаэла Даниеляна.
«Этот человек в свое время повел себя так же, как и оxранники Рубена Айрапетяна и избежал наказания. Сейчас он стал в позу «поборника справедливости»», — сказал Даниелян.
Отвечая на вопрос, кому выгодна манипуляция общественными движениями, руководитель Хельсинкской ассоциации сказал, что дестабилизация выгодна всем, в том числе и властям, которым в подобной ситуации легче «закручивать гайки». «Надо понимать, что не с проспекта Маштоца и смерти Ваге Аветяна началось нарушение прав человека в Армении. Это началось гораздо раньше, когда все молчали. Общественное движение должно быть, оно должно быть принципиальным, перманентным и не появляться от случая к случаю».