Утром 4 апреля французский генеалог, армяновед, 70-летний Александр Варпетян вновь попытался приехать в Армению, однако сотрудники службы нацбезопасности изолировали его в ереванском аэропорту «Звартноц». В СНБ Epress.am сообщили, что в 2002 году въезд в Армению Варпетяну был запрещен, согласно «закону об иностранцах». В 2007 году он обратился к президенту республики, однако ему снова отказали в предоставлении визы.
Несмотря на то, что с 10 января 2013 года гражданам ЕС позволено въезжать в Армению без визы, в отделе по связям с общественностью СНБ сообщили, что этот закон не имеет отношения к другим законам, примененным в отношении Варпетяна, и что ничего больше о запрете они сообщить не могут.
В поисках способа попасть в Армению Варпетян в 2005 году обратился к Омбудсмену Ларисе Алавердян, которая накануне сообщила Epress.am, что по данному делу она обратилась в управление паспортов и виз, где ей сообщили, что запрет на предоставление визы поступил из службы нацбезопасности. «Я обратилась и в СНБ, и начальник Службы Горик Акопян дал необоснованный ответ: «Мы не можем выдать ему визу». Могу сказать, что это для меня так и осталось загадкой, я не поняла причину отказа. Этот запрет необоснован», — сказала Алавердян. По ее словам, глава СНБ заявил: «Пока я жив, Варпетян не должен попасть в Армению».
Алавердян рассказала также, что, по мнению Варпетяна, его не впускают в страну, так как здесь у него большая библиотека и «кто-то не хочет, чтобы он пользовался своими книгами».
Согласно размещенной Варпетяном информации на сайте союза «Суть», его изгнание носит политический характер, в частности, имеет отношение к российскому «фактору» и резкой пророссийской ориентации Армении после теракта в парламента 27 октября 1999 года.
Арменовед утверждает, что «в пророссийских кругах Арорди (литературный псевдоним Варпетяна — ред.) стали обвинять в сионизме, сектантстве, сотрудничестве с теми или иными силами».
На сайте «Суть» сказано, что у Арорди была какая-то информация о «деле 27 октября», и он изложил ее в тексте «Национальный хачкар». Осенью 2006 года министерство обороны Армении по собственной инициативе попыталось разобраться с прошением Арорди о въезде. У автора потребовали рукопись его статьи о теракте в парламенте. Но даже после получения письменного заверения автора об уничтожении оригинала ему не дали приехать в Армению, и вопрос вошел в компетенцию администрации президента. «Эти угрозы расправы становятся понятны, и указывают на возможную причастность госструктур и наличие российского фактора в этой версии и в деле «27 октября»», — отмечено на сайте «Суть».