Главная / Армения / Губернатор «отсрочил» протест шахтеров в Ереване

Губернатор «отсрочил» протест шахтеров в Ереване

Бурильщики Ахталинского медного рудника дали неделю работодателю и государственным органам: в случае неисполнения требований рабочих страйк перенесется в столицу, к зданию Правительства.

37-й день шахтеры не выходят на работу. Утром они собираются у комбината, периодически отправляют дирекции обращения, которые в большинстве своем остаются без ответа.

Чего только не предпринимало руководство предприятия. Но только не конструктивные переговоры. Сотрудников не увольняют во избежание судебных тяжб. Вместо этого на работу принимают людей из других областей страны.

наши голоса доносятся из-под земли, нас не слышат

Шахтеры решили прибыть в столицу 19 февраля — на акцию у кабинета министров. «Хотим, чтобы наш вопрос был поднят надлежащим образом. Тот, кто может нам помочь, не помогает», — в беседе с Epress.am сказал один из демонстрантов.

Шахтеры обращались в областную администрацию, инспекционный орган труда, к депутату от Лорийской области Арпинэ Давоян, Омбудсмену: «Наш голос доносится из-под земли, нас не слышат».

Накануне вечером с ними связался представитель областной администрации, сообщив, что губернатор Лорийской области Арен Мкртчян приглашает их на закрытую встречу. Бастующие решили не отклонять это предложение. Если и эта встреча не даст результата, на следующей неделе участники страйка прибудут в Ереван.

На закрытых рудниках Ахталинского комбината работает 52 бурильщика. Все они присоединились к забастовке. Среди требований — постепенное повышение зарплат, исключение внедоговорной эксплуатации, обеспечение безопасных условий труда.

1. В настоящее время действует сдельная оплата труда. За кубометр руды (около 3 тонн) бурильщики получают 1700 драмов, требуют поднять ставку как минимум до 2200.

Логика простая: согласно трудовому договору, если цена на медь упадет, автоматически сократятся и зарплаты бурильщиков, но обратного условия нет. После заключения договора медь подорожала вдвое и стоит почти 13 тысяч долларов. На жаловании рабочих это никак не отразилось.

2. Помимо бурений шахтеры выполняют также слесарную работу, помогают взрывникам. Дополнительный объем работы не оплачивается. Владельцы шахт экономят буквально на всем: взрывников не хватает, работы много, вместо увеличения штата сотрудников эксплуатируют шахтеров.

3. Бурильщики работают под землей, специальных условий безопасности нет, случаются аварии. По словам руководителя профсоюза горняков, металлургов и ювелиров Эдуарда Пахлеваняна, рабочие имеют право не являться на работу, пока условия труда представляют угрозу для их жизни и здоровья. Если руководство их уволит, люди незамедлительно обратятся в суд.

Кроме того, у бурильщиков нет медстраховки, служебного автобуса, социальных льгот. У некоторых нет даже постоянного договора, следовательно им не полагаются отпускные.

сын Максима Акопяна Ваге Акопян

Сначала руководство рудника обещало, что если бастующие вернутся к работе, «все будет хорошо».

«Разговаривают так, как будто все здесь принадлежит им, а давая обещания — делают нам одолжение. Они говорят «вернитесь к работе, все будет хорошо». Кому будет хорошо?», — интересуется наш собеседник.

Устным обещаниям бурильщики не верят. Новый договор должен предусматривать повышение зарплат. Подорожала не только руда: прежнего заработка не хватает, почти у всех растут долги.

Но руководство не хочет идти ни на какие уступки. Место бурильщиков заняли новые сотрудники из других промышленных городов — Капана и Вардениса. А до них наняли индусов.

«Привозят людей издалека… 600 километров. Заселяют в гостиницы, чтобы они приходили бурить рудник. Тратят колоссальные средства, лишь бы не поднимать нашу зарплату ни на копейку», — вывел рабочий.

О числе новичков информации нет. По данным бастующих, это человек 10 вместо 52-х. Рабочий процесс восстановлен частично.

Все это время руководство пыталось расколоть забастовку, принизить достоинство тех, кто поддержал протест, запугать сотрудников других отделов, привлечь воров в законе и общих знакомых, родственников. Также они распространяют слухи о том, что страйк кем-то «направляется», будто какие-то силы угрожают бурильщикам, заставляя их не работать. Причем, чтобы оправдать свое бездействие, схожие сплетни распространяла также областная администрация.

см. Инспекция проснулась, областная администрация предала. Забастовка в Ахтале продолжается

Другие специалисты, работающие на предприятии, рассказали, что руководство грозилось уволить всех, кто присоединится к бурильщикам: следят, чтобы даже симпатии к участникам забастовки не было, отслеживают в соцсетях «лайки» к материалам о происходящем, заставляют убирать их.

«Это, наверное, единственное в Армении собрание, за которым никто не стоит. Здесь никого и не смогут «направить». Никто из нас не хочет входить в политические игры, мы рабочие люди, хотим зарплату, которая нам полагается».

«Они столько меди добывают и даже дорогу Ахтала-Шамлуг не ремонтируют. Только на машину мы тратим 60 тысяч в месяц».

«Это ссылка. Если уволят, нам тоже придется бежать в Ереван. В Шамлуге с населением 5000 человек осталось 500, половина которых не местные».

Ахталинский рудник принадлежит бывшему депутату от Республиканской партии Армении, экс-губернатору Сюника Ваге Акопяну, это сын бывшего директора Зангезурского медно-молибденового комбината Максима Акопяна.

В прошлом году Ахталинский горно-обогатительный комбинат пожертвовал 10 миллионов драмов фонду «Мой шаг», которым руководит супруга премьер-министра Пашиняна Анна Акопян. Согласно отчету за 2023-2024гг., столько же было передано ранее.