В воскресенье директор газеты «Четвертая власть» Мгер Галечян написал на своей странице в соцсети Фейсбук об инциденте в военном госпитале «Каназ», затем последовали официальные объяснения. На инцидент отреагировали и правозащитники.
В ночь на 3 ноября Галечян написал, что у военного госпиталя «происходит что-то ненормальное».
«Местные жители рассказали увиденное. Говорят, что из госпиталя вышли 5 солдат, избитых, разбитых, звали на помощь, останавливали случайные авто, просили увезти их, говорили, что их убивают. Рассказывают, что двое из этих солдат сели в маршрутное такси N41 со словами «взорвем, увезите нас прямо сейчас». Случайный прохожий посадил одного из солдат в такси, заплатил шоферу и сказал, чтобы тот отвез солдата, куда он скажет.
На место прибыло множество сотрудников патрульно-постовой службы и полиции, двое солдат доставлены в отделение. Я просто не знаю, что случилось, но пусть информация распространится хотя бы таким образом, возможно, поступит какое-то объяснение министерства обороны. Все очевидцы хотят знать, что стало с солдатами», — написал Галечян.
Через 2 часа после этой записи пресс-секретарь МО Арцрун Ованисян написал в Фейсбук, что вечером 2 ноября в госпитале два солдата, проходящих стационарное лечение, поспорили с солдатами того же отделения, спор перерос в драку.
«Они напали и на дежурного врача, затем сбежали. Сотрудники Военной полиции и соответствующие чиновники министерства обороны находятся на месте. В данный момент все под контролем, просим не распространять непроверенную информацию», — написал Ованисян.
3 ноября около 14:00 Ованисян разместил другую запись: «Трое из четырех сбежавших солдат возвращены и находятся в госпитале. Вернуть военнослужащих удалось также благодаря их родителям, МО выражает им благодарность. Ситуация в настоящий момент находится под полным контролем. Следствие продолжается».
Позднее в интервью агентству «Пастинфо» Ованисян заявил, что обнаружены все военнослужащие. По его словам, в этом помогли общественные организации, в частности, председатель координирующего совета «Зинвор» («Солдат») Маргарита Хачатрян.
Военнослужащие отделены друг от друга, Ованисян не считает, что они будут привлечены к уголовной ответственности: ребята находились в психиатрическом отделении, причиной спора, а затем и побега послужило их психическое состояние.
Военный эксперт, представитель Хельсинкской ассоциации Рубен Мартиросян заявил в беседе с корреспондентом «ГАЛА»: «Во-первых, естественно, дело в недостатке контроля, во-вторых, фактически, в нашей армии – я неоднократно об этом говорил – уставные взаимоотношения перерослы в так называемые воровские. Солдаты надевают военную униформу, но ведут себя, как босяки, не уважают устав, и это исходит от офицеров».
Руководитель ванадзорского офиса Хельсинкской ассоциации Артур Сакунц, в свою очередь, заявил, что, следя за развитием событий, в том числе за заявлениями пресс-секретаря МО Арцруна Ованисяна, у него сложилось следующее впечатление: «Во всех случаях имел место инцидент, в результате которого 5 солдат были вынуждены сбежать из госпиталя и не только бежать, но и покинуть территорию различными способами, а это после того, как на место прибыли сотрудники военной полиции. То есть после их прибытия солдаты вынуждены бежать, что уже нехорошо».
По мнению Сакунца, возникает вопрос: каково было поведение или подход сотрудников ВП, когда солдаты, сознавая, что побег из военчасти (госпиталя) будет иметь последствия, тем не менее, пошли на этот шаг. «Есть и другой вопрос: если солдаты пребывали в госпитале из-за наличия проблем со здоровьем, и если, по крайней мере, 5 солдат покинули госпиталь и если они находились в этом госпитале, то как может больной военнослужащий покинуть свою палату, они вышли на улицу ночью в униформе, а инцидент произошел во время сна, то есть что это были за больные?».
По мнению правозащитника, необходимо выяснить, были ли у них проблемы со здоровьем, у Сакунца серьезные сомнения по поводу этого.