По всему периметру реки Дебед расположены открытые очистные забои и хвостохранилища, на которых не проводилось мероприятий по рекультивации. Действующие рудники периодически сливают хвосты в реку. Сады и поля орошаются загрязненными водами Дебеда. Содержание тяжелых металлов в почве, воде, сельскохозяйственных товарах и организмах людей в десятки раз превышает допустимые нормы. Следствием этого становятся новообразования, онкология, засохшие сады и заброшенные поля.
Местные чаще всего жалуются на утечку из Ахталинского горно-обогатительного комбината. В лучшем случае горнодобывающую компанию штрафуют на 200 тысяч драмов. Уголовные дела подолгу остаются на этапе предварительного следствия.
В середине апреля Антикоррупционный комитет заявил, что директор Ахталинского комбаната подкупил через своего сотрудника пришедшего с проверкой инспектора, чтобы тот подделал пробы речной воды. В результате анализа замененных проб качество воды в Дебеде было признано средним, то есть она может использоваться для орошения. Инспектор находится под домашним арестом, остальные — на свободе.
Несколько лет назад местная организация «Центр общинного сплочения и содействия» заказала независимую международную экспертизу, чтобы оценить воздействие горнодобывающей промышленности на Ахталу и прилегающие населенные пункты.
Международные эксперты обнаружили вредные вещества в недопустимых объемах (цинк, борий, мышьяк, медь и другие тяжелые металлы) в почве, воде, продуктах и в крови людей.
«По принятым в Армении стандартам, допустимый порог мышьяка в килограмме почвы составляет до 0.2 миллиграмма. К примеру, в Чочкане и Мец Айруме специалисты обнаружили в килограмме почвы до 0.70-0.80 миллиграмма мышьяка», — в беседе с Epress.am сказал глава организации, эколог Олег Дулгарян.
На основании этого исследования, проведенного чешской компанией, несколько десятков жителей прилегающих сел подали в суд на горнодобывающую компанию за причиненный их здоровью вред и экономический ущерб. В регионе широко распространены онкологические заболевания и болезни щитовидной железы. Рассмотрение дела в суде продолжается.
Но промышленные выбросы — не единственная проблема. В Алаверди и Ахтале много очистного забоя и кучи отходов, часть их давно принадлежит государству.
«Среди загрязняемых бассейнов реки Дебед, есть, к примеру, Дзорагет [вместе с рекой Памбак образующая реку Дебед], она загрязняется из Арманисского месторождения, которое не эксплуатируется. Там возникают дренажи, они смешиваются с притоком Дебеда Дзорагетом.
Теперь что касается Алаверди: здесь имеются неиспользуемые очистные забои и кучи отходов, которые не подвергаются рекультивации, и они рассыпаны по ущельям, в постоянных дренажах, с каждым дождем они попадают в реку.
Здесь же, в Алаверди, расположено кладбище мышьяка — советская конструкция, стены которой уже сине-зеленые. Во время дождей все это, естественно, тоже смешивается с рекой.
Ахтала: здесь есть активное хвостохранилище Наатак, где время от времени происходят аварии (последняя крупная произошла в 2023 году), и все Ахталинское ущелье вплоть до Шамлуха — в куче отходов, а через них протекает речка Ахтала, непосредственно впадающая в устье Дебеда.
Есть также некачественно рекультивированное хвостохранилище Назик и хвостохранилище у ущелья Пайтуцикнери, не рекультивированное. Эти тоже постоянно «работают».
Далее — Тегутское месторождение: в какой мере оно в данный момент загрязняет реку, сказать не могу, но сельчане отмечают, что и оттуда выходят грязные воды.
То есть здесь источники колоссальных объемов, и мы не решаем проблему, закрыв одно хвостохранилище. Плюс ко всему, есть очистные забои и кучи отходов, ими владеет государство. Они остались в наследство государству и никаким компаниям больше не принадлежат. Задача рекультивации этих отходов лежит на государстве», — заметил Дулгарян в беседе с Epress.am.
Возглавляемая им организация запустила медиа-кампанию с участием фермеров из сел неподелаку от Дебеда. Люди жаловались на наличие рудников, качество воды, болезни, последствия прошлогоднего наводнения. Они объясняют бедствие человеческим фактором: советские дамбы были уничтожены, русло реки сузилось в результате незаконного строительства, к тому же актуален вопрос ГЭС.
Компенсации, выданной сельчанам за уничтоженные сады, недостаточно: скоро май, Дебед опять может выйти из берегов. Приняты ли меры по предупреждению нового наводнения, местные не знают.