В региональных конфликтах на Кавказе произошло изменение роли игроков извне, заявил на встрече с журналистами в Ереване Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США.
— На протяжении 20-ого века было несколько стран – в одну из них мы все входили- были, по сути дела, законодателями политической моды в мире. Москва, Вашингтон разруливали ситуацию, игнорируя происходящее в Европе и Азии. Все страны были заложниками этой политики, их использовали. Москва, и Вашингтон стояли жестко на своих позициях, вели идеологическую борьбу и, условно говоря, готовились к реальной войне.
Ситуация резко изменилась. Советский союз перестал существовать, Америка стала дергаться и не понимать, в чем ее роль в мире. Попытка создать однополярный мир не состоялась.
С уходом Советского Союза вдруг выяснилось, что роль больших держав в современном мире исчезла. Традиционно почему-то считается, что большие державы играют большую роль в мире, хотя на самом деле в глубине души лидеры сверхдержав понимают, что они мало чем управляют.
Во-первых, они потеряли смысл своей внешней политики в значительной степени, потому что вдруг оказалось, что работать надо не с большой другой державой, с которой легче договориться, а с региональными конфликтами, которые сложные, многосложные, иногда вековые. Это вам не с Америкой подписать договор о ядерных ракетах, что было просто.
А вот работать с этими конфликтами, типа ближневосточного, кавказского или сербского вдруг выяснилось, что большие державы не в состоянии, потому что у них вся политическая культура, менталитет армии зачищены на большую войну.
Маленькие войны сверхдержавы выигрывать не умеют.
С одной стороны это минус, потому что это меняет всю систему вызовов, которые существуют в мире. С другой стороны, это больший плюс, потому что впервые за очень долгий период у малых стран есть шанс серьезно влиять на миропорядок, потому что большие сегодня — не авторитет, — сказал Николай Злобин.