На закрытых от публики и СМИ встречах президенты Азербайджана и Армении, а также главы МИД ведут себя достаточно конструктивно и дипломатично. Об этом, комментируя по просьбе Epress.am предстоящую 27 октября в Астрахане трехстороннюю встречу Сержа Саргсяна, президента РФ Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева, заявил бакинский политолог Расим Мусабеков.
Инициатором завтрашней встречи, по мнению эксперта, является Россия. «Не исключаю, что Медведева о проведении такой встречи просил и президент Казахстана Назарбаев. Ведь армяно-азербайджанское противостояние ранее в Лиссабоне чуть не привело к блокированию консенсуса по итоговому документу саммита. Это не отвечает интересам ни Астаны, ни Москвы», — заметил Мусабеков.
По его словам, возможность выйти на какое-то промежуточное решение, которое обозначит позитивную динамику в процессе карабахского урегулирования, все еще сохраняется.
«Я полагаю, что никакими усилиями, которые могут приблизить мир, даже если шансы на это не велики, нельзя пренебрегать. Документ, который сторонам представили в прошлом году на саммите СМИД ОБСЕ в Афинах сопредседатели МГ все еще на столе переговоров. Баку объявил, что принял его (пусть с оговорками), но и Ереван не сказав «да», не говорит и «нет». Возможно, дополнительные гарантии и какие-либо еще меры могут побудить конфликтующие стороны сделать последний шаг навстречу друг-другу», — отметил Мусабеков.
Отметим, что сразу после многочасовых закрытых встреч лидеров Армении и Азербайджана сами президенты не делают комментариев. К журналистам выходят сопредседали МГ ОБСЕ и говорят о «конструктивности сторон», «прорывах по некоторым пунктам», «необходимости пересмотра некоторых предложений» и т.п. Подробности сообщаются в виде «мадридских принципов», «пражских положений», «петербургских достижений», «ки-уестских договоренностей».
Президенты же высказываются позже в интервью либо в выступлениях на международной арене и внутри страны. Так, президент Азербайджана постоянно заявляет о готовности решить проблему военным путем. Это, по его мнению, осуществимо посредством постоянно растущего военного бюджета. «Вопрос исконно азербайджанского Карабаха может решиться лишь в рамках территориальной целостности страны».
Армянский лидер, в свою очередь, говорит, что вопрос Карабаха, фактически решен. Это уже состоявшееся, независимое государство, что не обсуждается. «Карабах всегда был армянским, азербайджанское население здесь — гости».
Дальше становится известно об очередной встречи лидеров, и все повторяется снова.