Армения окружена недружественными соседями и вовлечена в двадцатилетний крайне милитаризированный территориальный спор с Азербайджаном вокруг Нагорно-Карабахского анклава. Но ей уже долгое время удается вести успешные действия на дипломатическом фронте, одновременно поддерживая тесные связи с Ираном, Россией и США. На все эти три страны Армения опирается в плане защиты, инвестиций и внешней торговли. Об этом пишет «Лос-Анджелес Таймс».
Но два года назад, отмечает газета, Армении пришлось пожать плоды своих действий и навлечь на себя гнев США. Согласно депеше, переданной госсекретарем в декабре 2008 года и опубликованной на сайте WikiLeaks, американские разведчики открыли, что Армения передавала Ирану болгарские ракеты.
Впоследствии, как говорится в донесении американского посольства в Ереване от января 2009 года, это оружие было «обнаружено по итогам двух нападений шиитских боевиков в Ираке, в результате которых погиб один и получили ранения шестеро американских солдат».
Вашингтон потребовал разъяснений, и армяне испугались, пишет «ЛА Таймс».
Малые государства Закавказья — Азербайджан, Армения и Грузия — зажаты между Ираном, который потенциально способен организовать проблемы всем трем странам, и США, которые намерены заставить их разорвать связи с Исламской Республикой. Об этом говорится в донесениях американских дипломатов, опубликованных WikiLeaks.
Все три страны испытывают проблемы в связи с дестабилизирующей деятельностью сепаратистов и межэтническими раздорами, чем легко могут воспользоваться внешние силы.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев тоже в столкнулся с трудностями. С виду он готов помогать США изолировать Иран, но из донесения американского посольства в Баку от февраля 2010 года следует, что он страшно боится разозлить своего большого и шумного соседа.
Алиев сказал американским дипломатам, что иранские «провокации в Азербайджане нарастают». По его словам, Иран не только «финансирует радикальные исламистские группировки и террористов из «Хезболлы», но и разжигает межконфессиональную рознь в отделенном от основной территории Азербайжана нахичеванском регионе, устраивает демонстрации в Баку и у посольств Азербайджана за границей, а также пытается очернить имя Алиева, показывая его портрет рядом со звездой Давида по иранскому телевидению.
И Алиев, и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров (Elmar Mammadyarov) выразили обеспокоенность в связи с тем, что Азербайджан может стать «мишенью» ударов Ирана. Оба указали на неоднозначно оформленные с юридической точки зрения границы с Ираном в Каспийском море как на вероятную точку нанесения подобного удара.
«[Алиев] счел ситуацию в Иране крайне напряженной, он полагает, что она может взорваться в любой момент», — говорилось в донесениях.
В донесении, датированном декабрем 2006 года, Алиев производит впечатление занявшего оборонительную позицию, выражая тревогу в связи с политикой США в отношении Ирана, которую он «не понимает», но в донесениях от февраля 2010 года он предстает более склонным к примирению и в большей степени испытывающим страх перед Ираном. «Президент России Медведев однажды сказал, «что Россия не хочет, чтобы американцы задушили Иран, но и не хочет, чтобы у Ирана было ядерное оружие»», — сказал, как пишут американские дипломаты, Алиев, и, похоже, это дилемма, с которой он знаком не понаслышке.
Грузия тоже несколько раз оказывалась между Сциллой и Харибдой. Два года назад ее отношения с Ираном оказались парализованы из-за выдачи грузинскими властями по требованию США гражданина Ирана, обвинявшегося в контрабанде, отмывании денег и заговоре.
В 2010 году обстановка разрядилась, и Иран с Грузией сняли друг с друга визовые требования, возобновили прямое авиасообщение между столицами и договорились о партнерстве в области мелкой торговли, туризма и инфраструктуры, что, вероятно, вызвало некоторое удивление в Вашингтоне.
Существует донесение, на которое ссылаются на российских и грузинских веб-сайтах, но которое пока не присутствует в досье WikiLeaks; в нем приводятся отрывки из брифинга, пройденного высокопоставленным американским дипломатом Ричардом Холбруком перед его поездкой в Закавказье. Сообщается, что Грузия «пытается разобраться со своими отношениями с Ираном», но боится допустить необратимые ошибки, которые позволили бы Ирану признать независимость отколовшихся от нее Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Россия в 2008 году.
«Она не может позволить себе испортить отношения с могущественным соседом по региону и крупным внешнеторговым партнером», — говорится в донесении. Похоже, что эти же соображения присутствуют во всех закавказских государствах.
Армения уже давно поддерживает относительно благожелательные отношения с Ираном, частично из-за того, что ей отчаянно нужен хоть один союзник в регионе.
После того, как Армения, как утверждается, передала оружие Ирану, тогдашний заместитель госсекретаря Джон Негропонте (John D. Negroponte) направил президенту Армении Сержу Саркисяну конфиденциальное послание, в котором четко дал понять — Армения должна собраться и позволить американским инспекторам явиться с проверкой без предупреждения — в противном случае этой небольшой стране будет грозить «прекращение помощи со стороны США и определенные экспортные ограничения».
Санкции США стали бы для Армении катастрофой. Эта нищая страна и так страдает от санкций, наложенных на нее соседними Азербайджаном и Турцией.
Ни в каких донесениях не говорилось о том, выполнила ли Армения приказ США, но в январе 2010 года было донесение, согласно которому глава службы национальной безопасности Армении Горик Акопян заверял посла США — Армения собирается выполнить все требования американцев.
«У Армении масса проблем и нет никакого желания наживать себе еще проблемы», — сказал, как сообщается, Акопян.
Сейчас никаких санкций в отношении Армении США не осуществляют, пишет газета.