Революция в Тунисе – блистательное опровержение теории о том, что все революции нынче делаются западными посольствами, неправительственными организациями и иностранными телеканалами.
Тунисская революция относится к числу тех, которые никто не ждет и которые никому не нужны. Массовые демонстрации в дюжине городов, столкновения с полицией, армия на улицах, дубинки, газ, несколько десятков убитых – если бы все это происходило в Иране, в Белоруссии, в России, всё это с утра до вечера и с самого первого дня волнений не сходило бы с мировых экранов. Все бы с самого начала как один осуждали кровавый иранский (белорусский и тд.) режим, перепечатывали на первых полосах иранские «Твиттеры» и блоги, крутили бы по CNN дрожащие кадры, сделанные мобильниками и выложенные на YouTube, устраивали бы пикеты у иранского (и т.д.) посольства. Тунисскую революцию по-настоящему заметили только после того, как она произошла.
Я уже сталкивался с этой странностью восприятия в Армении весной 2008 года.
Там было все, что нужно для мировой новости номер один. Протестующие толпы в десятки тысяч человек (пару раз доходило до сотен тысяч) маршировали по улицам и площадям во главе с лидером оппозиции, проклинали авторитарную власть и фальсифицированные выборы, разбивали палаточные лагеря, эти лагеря сносил спецназ. Наконец, армия стреляла в толпу, и погибли 17 человек (до сих пор известно о 10 погибших – Epress.am). Все это было точной копией «оранжевого» Киева и «розового» Тбилиси, только жестче, с убитыми (представляете, если бы при Кучме стреляли?), но в Ереване все это падало в какую-то поролоновую пустоту, в буддийское ничто.
На постсоветском пространстве ждут революций молодой прозападной оппозиции против пророссийских авторитарных лидеров. В Армении ни власть не была как-то особенно пророссийской, ни оппозиция – особенно молодой и прозападной. Как подать по CNN цветную революцию, где бывший президент в окружении других солидных кавказских мужчин – армянской интеллигенции чуть ли не советских еще времен – говорит, что он за демократию и еще более тесную дружбу с Россией.
И в Тунисе вот уже армия подавила самые бурные очаги протеста, президент выступил с обращением к народу, успокоил, слегка извинился, обещал, что не пойдет на следующие выборы в 2014 году, а уже в пятницу вечером он же блуждал в пустыне мира без приюта.
Если бы Бен Али остался, тунисские события постигло бы то же забвенье, что и армянские. Мало ли на Востоке, даже в Европе происходит социальных волнений. Правильно писал один из комментаторов на тунисской страничке Facebook: «Только не останавливайтесь, нужно чтобы он ушел, иначе все будет впустую».
Александр Баунов, журналист-международник, slon.ru