Президент Армении Серж Саргсян накануне принял участие в заседании Коллегии Полиции, где выступил с обширной речью, перевод которой распространила пресс-служба президента. В частности, он заявил:
— Я собираюсь намного более активно участвовать в процессе изменений полицейской системы. Буду стоять рядом с тем полицейским, который действует от души, буду помогать продвижению профессиональных и преданных делу кадров.
В то же время, мы будем более строги по отношению к неприемлемым явлениям: от взяточничества, так называемого «института высокого покровительства», до неподобающего поведения и злоупотребления служебным положением.
Закон дает полицейскому полномочия применять меры принуждения. Эта ответственность, вероятно, сравнима только с ответственностью хирурга, стоящего перед больным.
Для эффективной реализации ваших функций считаю важными несколько факторов.
В первую очередь, хороший полицейский должен быть хорошим гражданином, состоявшимся и уверенным в своей миссии человеком.
Второе. Ваше личное отношение к какому-либо вопросу или явлению никоим образом не должно мешать выполнению этих строжайших требований. Врач не может с предубеждением подходить к больному, имеющему иные политические или гражданские убеждения. Полицейский — также.
Третье. Вам даны ответственность и полномочия принимать решения «по усмотрению». Невозможно иметь рецепты для всех ситуаций, тем более на уровне закона. Тем не менее, при принятии решений по усмотрению полицейский должен действовать в рамках защиты прав человека и гражданина, принципов равноправия, запрета самоуправства.
Четвертое. Никакое действие полиции, если его оценивать с точки зрения основополагающих и всеобщих ценностей общества, не должно давать повода для противоречивых комментариев. Однако всегда и везде действия полицейского должны выдержать экзамен этих ценностей. Вот ключ к повышению доверия по отношению к полиции, правоохранительной системе. Смотрите, если граждане на улице видят, что совершается правонарушение, а полицейский поворачивается спиной к совершающему правонарушение, в таком случае, какое уважение или какое доверие может быть к полицейскому.
Приведу примеры еще хуже: всё общество знает, что произошло убийство, знают, кто совершил убийство, и полицейские поворачивают это дело так, будто преступление совершил кто-то другой, и реальное преступление остается вне их поля зрения. Какую оценку можно дать таким полицейским? Какую оценку можно дать всей системе? Все вы знаете, что такой случай произошел на территории Арабкира. Мне самому за вас стыдно. Если вы серьезно относитесь к системе, в чем я уверен, если считаете честь системы своей честью, вы сами должны чувствовать личное отношение и сами первыми должны были придти и сказать этому высокопоставленному полицейскому: бессовестный, почему ты позоришь нашу систему!
Или другой пример: когда в Гаваре происходит преступление, происходит попытка убийства, вещественные доказательства почти полностью есть, признательные показания есть. Затем при посредничестве высокопоставленного полицейского, даже эпитета не могу найти, это преступление покрывается, и в результате мы имеем всего лишь хулиганство и, естественно, такое наказание. Каким должно быть отношение того же гаварского общества к полиции? Каким должно быть отношение к полиции населения областей, того же Еревана? Вот эти проблемы мы должны решить. И это не только проблема начальника полиции, не только проблема заместителей начальника полиции, это проблема всех, всех тех, кому дороги честь и авторитет полиции.
Нам не нужны непрофессиональные полицейские. Не нужны ни системе, ни обществу. Никому не нужны. Было бы хорошо, чтобы те, кто не способен совершенствовать свою профессиональную подготовку, подумали о переходе на другую работу.
Уверен, что недалек тот день, когда каждый житель Армении будет воспринимать полицейского как символ государства и государственности, безопасности и благополучной жизни, силы и справедливости, права и законности, как защитника прав человека. На ваши плечи возложено тяжелое бремя. Это бремя часто становится еще тяжелее. Я об этом очень хорошо знаю, и не только по рассказам других. Знаете, я в этой системе работал и знаю, что значит то бремя, которое время от времени ложится на плечи полиции.
Право исправлять ошибки имеет каждый, это право есть и у вас. Право бездействовать имеют очень многие. У вас этого права нет. Значит, вы обязаны сократить ошибки и шаг за шагом последовательно двигаться вперед.