Когда на митинге Армянского национального конгресса 8 апреля было сказано о расколе между властью и народом, вероятность того, что власти предпримут какие-либо шаги, была невелика, поэтому требования были представлены в виде ультиматума – либо диалог, либо раскол.
В беседе с Epress.am писатель, публицист Тигран Паскевичян прокомментировал последний митинг оппозиции, состоявшийся 28 апреля.
Напомним, что в своем выступлении 8 апреля первый президент, лидер АНК Левон Тер-Петросян заявил: «Мы ожидаем, что до следующего митинга, который состоится 28 апреля, выдвинутые нами три минимальных требования, которые способствуют установлению диалога (освобождение политзаключенных, восстановление права на проведение митингов на площади Свободы, официальна гарантия раскрытия убийств 1 марта) должны быть выполнены. Если этого не произойдет, Армянский национальный конгресс, считая вероятность диалога исчерпанной, будет вынужден кардинально изменить свою тактику и суть действий. Мы пока не намерены говорить с властями на языке ультиматумов, но и у терпения народа есть предел. 28 апреля должно стать или началом диалога, или окончательным водоразделом между властями и обществом».
«С этим «расколом» у людей появилась надежда на активные действия. Было бы неверно объявлять о расколе, когда два требования были выполнены, а об одном был сделан намек. Фактически, люди, пришедшие с серьезными ожиданиями, были разочарованы. Но, я думаю, что это временно: месяц – очень серьезный срок для того, чтобы люди смогли подумать, переварить все это. Я также надеюсь, что, так как наше Движение поставило вопросы очень серьезным образом, этот половинчатый, нерешенный вопрос решится до 31 мая, что приведет к новому возрождению», — сказал Паскевичян.
Публицист не оставил без внимания и число участников последнего митинга оппозиции:
«В разное время и в разных ситуациях бывает по-разному: по-моему, народу было немало. Но если и мало, то я должен сказать, что после выполнения властями двух этих требований у определенной части людей возникла следующая мысль: «все идет нормально, возможно, мое присутствие не столь обязательно». Но наше количество имеет очень большое значение, так как площадь Свободы открыта, а открыта она была благодаря тому, что нас было много, мы пошли, было бессмысленно противостоять этому (митинг 8 апреля начался у хранилища древних рукописей Матенадарана, затем собравшиеся шествием отправились к площади Свободы. После переговоров с полицией, участников демонстрации впустили на площадь – ред.).
Но если завтра нас будет мало, площадь Свободы блокируют, скажут, что сегодня дети висят на турниках (мэрия более 100 раз отклоняла заявки оппозиции на проведение митинга, обосновывая это другими мероприятиями, в частности, выступления хоров, детских спортивных кружков и т.д. — ред).
Что касается второго требования, заверения в готовности раскрыть 1 марта (2008г., силовой разгон мирной демонстрации, протестующей против результатов президентских выборов, гибель 10 человек – ред.): да, мы получили окончательное заверение, но для достижения этого, нужно много людей, чтобы власти поняли, что невозможно идти вперед, заверив, а затем замяв этот вопрос».
По словам публициста, если до 31 мая все политзаключенные выйдут на свободу, состоится диалог, тема которого ясна – внеочередные выборы.
«Я снова должен сказать, что и в этом случае важно участие большого количества людей. Люди не должны думать, мол, ладно, это удалось, можно не собираться, пусть Левон Тер-Петросян и Серж Саргсян ведут диалог. Ведь в этом диалоге каждый будет выдвигать свои требования: оппозиция будет выдвигать задачи, власти будут стараться не решать их, а тыл оппозиции должен быть обеспечен общественной активностью», — заключил Тигран Паскевичян.