27 апреля в рамках акции армянских СМИ Epress.am отправил письмо политзключенному, главному редактору газеты «Айкакан жаманак» Николу Пашиняну. Акция призвана защитить право журналиста на корреспонденцию.
Сегодня мы представляем вашему вниманию ответ Пашиняна на последний, 6-ой вопрос.
Вопрос:
Что Вы думаете о перспективе развития отношений между Арменией и Турцией? Считаете ли Вы, что принятие Анкарой Геноцида армян должно стать предусловием для открытия армяно-турецкой границы?
Ответ: Серж Саргсян вогнал в тупик перспективу налаживания армяно-турецких отношений. Сейчас слова о том, что армяно-турецкие отношения должны быть налажены без предусловий, звучат как-то неадекватно.
В результате футбольной дипломатии Сержа Саргсяна Турции удалось внести свое предусловие – возврат Азербайджану территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, — в повестку международных обсуждений и турецкой дипломатии.
Аргумент Армении, мол, весь мир узнал, что предусловия выдвигает Турция и препятствует налаживанию армяно-турецких отношений, звучит по-детски. Ну, узнал, и что дальше? Между нами говоря, Турция и не скрывает этого, потому что ей удается придерживаться своей позиции.
Наши надежды на то, что мир ответит на эту турецкую позицию парадом признаний Геноцида армян, не оправдались. США опробовали этот способ на примере Швеции, но свирепая реакция Турции остановила международное сообщество: «реальная политика» сделала свое дело.
Вышло так, что с корзиной без дна, бросившись в вихрь геополитической игры с грузом внутриполитического кризиса, ради появления в эфире «Евроньюз» Серж Саргсян навредил также международному признанию Геноцида армян, потому что у Турции появился новый аргумент – международное признание Геноцида усложнит и без того сложные армяно-турецкие отношения, или усилия утвердить их пойдут коту под хвост. Футбольная дипломатия еще больше запутала сложнейший карабахский вопрос.
Армения попала в ловушку армяно-турецких отношений: ни вперед не продвинуться, ни вернуться назад. Я, например, вижу один выход из этой ситуации: новый представитель, то есть новый президент Армении за столом переговоров, который минует ловушки, в которые попадал его предшественник.
А выдвижение Арменией вопроса признания Геноцида со стороны Турции в качестве предусловия создаст еще более тупиковую ситуацию. Армяно-турецкую границу закрыла Турция, и она же отказывается ее открывать. С нашей стороны как-то нелогично выдвигать Турции предусловия, чтобы она сделала то, чего не сделает и без них. Это пустая трата времени. Лучше Армении поощрять организации, занимающиеся международным признанием Геноцида, и пытаться таким образом преодолеть препятствия на пути к признанию. Признание Геноцида не армяно-турецкий вопрос, а вопрос мировой цивилизации. Мир должен признать Геноцид армян, вне зависимости от того, каковы армяно-турецкие отношения. Изменятся ли события 1915 года, если сегодня Турция откроет границу с Арменией? Конечно, нет. Признание геноцидов – эффективный шаг для их предотвращения, а не вопрос дипломатического торга.